Заикание — как понять, что ребенок заикается

Запинки или заикание: как не ошибиться с диагнозом

Нередко диагноз «заикание» у детей заменяют безобидным словом «запинки». Такая путаница в терминах способна ввести в заблуждение родителей, которые из-за кажущейся незначительности проблемы не обращаются вовремя к врачу и драгоценное время для лечения ребенка.

Запинки или заикание?

Запинки в речи у ребенка принято связывать с возрастными особенностями, когда «мышление развивается быстрее», чем речь. Они проявляются в повторении звуков, слогов или целых слов: «м-м-мама», «ма-ма-мама» или «мамамама», например По-другому это явление называют физиологическими запинками или итерациями.

Однако связывать запинки с возрастом и надеяться, что все пройдет само собой, как только ребенок подрастет, опасно и чревато осложнениями в виде неврозов.

Квалифицированный специалист никогда не скажет, что запинки в речи ребенка — это норма. Как бы ни отличалась детская речь от взрослой, никаких запинок, «пробуксовок», повторений в ней быть не должно, иначе это и есть заикание. И оперировать следует именно этим термином, чтобы не вводить в заблуждение родителей.

Не доводите до логоневроза

Любые проявления запинок или заикания необходимо начинать лечить, причем как можно раньше. Первые признаки заикания обычно проявляются у детей в возрасте от 1,5 до 4 лет. Как только родители заметили, что речь ребенка стала прерывистой, появились повторы звуков, слогов или целых слов, следует обратиться к врачу-психотерапевту. Лучше всего для этого подходят специализированные речевые центры. Первым делом ребенка там осмотрят, установят форму заикания и только после этого назначат программу реабилитации.

Важно начать коррекцию речи как можно раньше, тогда лечение будет проходить легче и займет меньше времени. Если же затянуть, то на фоне речевых неудач может развиться логоневроз (страх речи), и тогда потребуется более длительное лечение.

С течением времени запинки в речи могут привести к тому, что ребенок начнет бояться говорить. Избавляться от этого будет дольше и гораздо сложнее.

Безобидные «запинки» часто являются симптомом более серьезной проблемы — заикания. Заметив их в речи ребенка, следует незамедлительно обратиться к специалисту. Записаться на бесплатную консультацию в Центр реабилитации речи Татьяны Соловьевой можно по телефону 8 (812) 244-98-27 или с помощью специальной формы на сайте.

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Никогда не смогу сказать слово «танк»: как перестать заикаться и начать жить

Они учатся избегать букв и слогов, узнают друг друга по манере разговора и привыкают смеяться над своими трудностями. Люди, для которых поход в магазин или даже простое представление – настоящий вызов. 22 октября мир отмечает Всемирный день заикающихся людей. Москвичка Настя Л. рассказала m24.ru, как научилась жить на все 100 и не считать заикание проблемой.

Заикаться я начала где-то в третьем классе и произошло это довольно неожиданно. Был летний день, я шла по улице с кем-то из родственников и вдруг раздался громкий звонок – я не помню, что это точно было: может автомобильный гудок или что-то еще, но когда мы пришли домой, я перестала разговаривать и не разговаривала два или три дня

Потом я заговорила, но уже не так, как прежде – стала заикаться. Бабушка начала таскать меня по логопедам, психологам, но ничего не помогало.

Помощь только логопеда и психолога может помочь скорректировать другой дефект детской речи – запинки. Он похож на заикание, но не сопровождается спазмами. Ребенок может говорить «попопойдем гугугулять», но звуки будут идти свободно. В этом случае, скорее всего, заикания у него нет.

Такая проблема проявляется у тонких, ранимых детей. Иногда их речевой аппарат не успевает за мыслями и эмоциями. От этого происходят запинки. Их тоже можно скорректировать при помощи врача-логопеда.

Есть простой способ отличить запинки от заикания. Нужно попросить ребенка сказать лучше – если он просто запинается, то речь после просьбы улучшится. На ребенка с заиканием просьба произведет обратный эффект: от фиксации на проблеме, ему станет сложнее повторить свою фразу.

«Заряженная вода» Чумака, пустые обещания Кашпировского и месть щуплому Рафаэлю

Затем бабушка стала придумывать всякие безумные способы лечения; это были 90-е и возможностей в этом плане было хоть отбавляй: будила меня утром и заставляла сидеть перед телевизором, пока Алан Чумак размахивал там руками, а потом пить «заряженную» воду.

Как-то раз она отвела меня на выступление Кашпировского. Помню, он тогда попросил любого человека, который заикается, назвать свое имя, чтобы он вызвал его на сцену и немедленно излечил – я не смогла это сделать, потому что произнести свое имя мне было очень сложно. Так что этот шанс, если он вообще существовал, был упущен.

Все это заикание не напрягало меня до тех пор, пока не начались проблемы с одноклассниками, которые решили однажды поиздеваться на уроке чтения. Щуплый мальчик по имени Рафаэль (я до сих пор помню его имя и лицо) пародировал меня с соседом по парте, а на переменах они смеялись. Разумеется, я им отомстила: как-то раз, пока их не было в классе, я взяла их фломастеры, поснимала с каждого все колпачки и спрятала их. Они заметили не сразу и к тому времени фломастеры успели высохнуть.

Самое сложное слово для меня до сих пор – это «танк». Можно специально попросить его произнести – я не смогу сказать его даже с десятого раза

Издевательства в школе не заканчивались до самого 11 класса, и я всеми способами пыталась скрыть свое заикание: договариваться с учителями не читать вслух при всем классе, сдавала какие-то устные предметы один на один с педагогом. Никакие школьные и прочие логопеды не помогали – эффекта все равно не было.

Моя форма заикания не была тяжелой: технически не удавалось произносить всего лишь несколько согласных и слогов, но порой этого было достаточно, чтобы не смочь купить что-то в магазине (тогда прилавки не были такими открытыми), назвать свое имя (у меня и сейчас проблема с этим).

Самое сложное слово для меня (до сих пор) – это «танк». Можно специально попросить его произнести – я не могу сказать его даже с десятого раза – мое лицо начинает трястись, но нормально сказанный «танк» вы так и не услышите.

Рута душистая, подрезание и заклинания – что советует народная медицина

Сегодня интернет предлагает множество методов лечения от заикания без помощи докторов, начиная от более-менее классического чтения вслух, репетиций речи с родственниками и пересказа стихотворений и заканчивая куда более экзотическими.

Например, в некоторых публикациях, людям, страдающим этим недугом, предлагают заниматься йогой или цигун. Дыхательные упражнения призваны снять спазмы и помочь человеку расслабиться. После этого, речь должна стать более спокойной и плавной.

Свою лепту внесли и фитотерапевты, рекомендующие людям с дефектом речи пить сок крапивы и ясенца белого, или отвар из руты душистой. Последняя, якобы, и вовсе может устранить проблему за 2–3 недели.

Народная медицина предлагает вниманию читателей наборы заговоров, и даже магические ритуалы, которые нужно проводить с заикающимся ребенком. Заговаривать рекомендуют воду или молоко. Для мужчин и женщин, кстати, существуют разные заговоры и обряды. Первым нужно веткой с дерева чертить пентаграммы и ходить по колдовскому кругу, пока кто-то читает волшебные слова, вторым вязать узелки на ленточках и читать заговор.

Разумеется, ни один из этих способов логопеды не рекомендуют применять в домашних условиях. Как пояснила m24.ru Пятибратова, неработающие методики предлагают не только для домашнего использования. Некоторые недобросовестные компании предлагают нетрадиционные методики лечения за большие деньги, обещая полное исцеление. На удочки мошенников попадается немало людей, страдающих от заикания.

Впрочем, в древние времена лечить заикание предлагали способами, которые современному человеку покажутся дикими. Римский медик Цельс, например, просто подрезал заикам языки без всякой анестезии. Метод помог очень не многим, но, тем не менее, жаждущих попытать удачу было достаточно.

В Китае считалось, что заикающегося человека нужно ударить по щеке в облачный день в субботу. О действенности этой методики ничего не известно.

Некоторые эксперты упоминают немецкие концлагеря, где проводили эксперименты с электричеством и лоботомией. Чудесного исцеления не последовало.

Страшная прогулка с Леной, «Заводной апельсин» и долгое молчание

Когда сам заикаешься и встречаешь людей с такой же особенностью (в тот момент ты ее считаешь проблемой), это оказывается очень грустно, может даже довести до депрессии и увеличения масштабов «проблемы». Вот, например, в моем доме этажом ниже жила девочка Лена. Бабушка просто настояла на том, чтобы мы с ней познакомились и поддерживали друг друга в этом вопросе: делились способами не заикаться, советовали что-то друг другу. Возможно, кому-то такой метод может помочь, но лично для меня это был один из самых страшных и тяжелых моментов в жизни.

. а ты такой смотришь на все это и чувствуешь себя Алексом из «Заводного апельсина», которому поставили специальные расширители на глаза в качестве терапии

Мы пошли с Леной погулять и поговорить о нашей общей проблеме и просто о жизни, но она настолько сильно заикалась, что в некоторые моменты мне было не просто неловко, а даже страшно ее слушать. Это было такое очень болезненное и давящее ощущение: будто ты слушаешь человека, который прямо на твоих глазах пытается поднять что-то очень тяжелое, а ты такой смотришь на все это и чувствуешь себя Алексом из «Заводного апельсина» (фильм Кубрика по одноименной книге Берджесса), которому поставили специальные расширители на глаза в качестве терапии.

Читайте также:  Почему мужчинам не стоит игнорировать боль после семяизвержения Уролог онлайн

В общем, после этой беседы я стала избегать Лену и несколько дней ни с кем не разговаривала. При этом она была старше меня и частенько рассекала на классных тачках в компании красивых парней и не производила впечатления человека с проблемами общения из-за заикания.

Кудрявый мальчик, парень по имени Костя и взаимные страдания

Кстати, про парней. Естественно, какое-то время я тщательно скрывала от своих ухажеров заикание. И хотя это было в старших классах, идиотов, которые обращали на это внимание, всегда хватало. Почему-то никто из них ни разу не сказал мне: слушай, да все хорошо, заикайся на здоровье, будь собой, я все равно не перестану дарить тебе всех этих плюшевых зайчат и шоколадки. В общем, моему смущению не было предела, я чувствовала себя хуже некуда, когда на очередном свидании не могла заменить какое-то слово и заикание «всплывало».

Но один раз я услышала такую интересную точку зрения на этот счет: мы сидели в компании и один кудрявый красивый взрослый мальчик там заикался и не скрывал этого. Я тайно завидовала ему и даже гордилась, что он так себя ведет.

В общем, я в тот день поняла, что с заикающимся человеком я буду встречаться только в том случае, если он будет кудрявым

А потом спросила у него, пока никто не слышал, как ему удается не обращать на это внимание? И он мне сказал: «Вот знаешь, Настя, мне это часто даже помогает! Например, когда я служил в армии и пришел представляться своему сержанту, а затем с пятого раза произнес свою фамилию, этот сержант так растрогался, что отправил меня служить в часть, где нужно было побольше писать отчеты и поменьше маршировать с тяжелющим автоматом. А затем я понял, что девочки реагируют на заикание аналогично: они как-то сразу становятся теплее и внимательнее. Могут смутиться или похихикать, конечно, но без внимания я никогда не остаюсь».

И вот наступил момент, когда со мной задумал встречаться заикающийся парень по имени Костя. И когда мы пошли погулять, я чувствовала себя ужасно, потому что просто не могла слушать его заикание, это было реально тяжело. Возможно, если бы он был хоть чуточку кудрявым, ситуация бы кардинально поменялась. В общем, я в тот день поняла, что с заикающимся человеком я буду встречаться только в том случае, если он будет кудрявым – это была моя выдуманная компенсация дальнейших взаимных страданий.

Ухмылки и смешки после школы: продолжение следует

Многие заикающиеся думают, что когда закончится школа и университет, а может и еще один университет, то все пойдет как надо: все резко перестанут обращать внимание на твое заикание или будут реагировать как взрослые. Но это иллюзия. Во-первых, если даже человек взрослый и не собирается тебя обидеть, он все равно будет обращать внимание на твое заикание, а ты это будешь прекрасно видеть и чувствовать. А тебе самому обязательно будет казаться, что это как-то повлияет в плохую сторону на ваш дальнейший обычный диалог, собеседование, ну или мнение этого человека о тебе.

Кстати, некоторые люди действительно боятся подолгу разговаривать с заикающимися, поскольку сами начинают заикаться. Хотя обычно этот эффект длится не более трех дней – так , по крайней мере, мне говорили. Но адекватный человек никогда не станет ухмыляться или перебарщивать с шутками по этому поводу. Хотя меня иногда до сих пор немного раздражает, когда люди начинают пародировать мою речь. Хотя чувство меры можно потерять в чем угодно, это же понятно, и у каждого свои границы.

Если ты заикаешься, то ты заикаешься на всех языках, которыми владеешь

Во-вторых, когда ты становишься взрослым, возникает куча таких проблем, о которых ты даже не подозреваешь: звонки по телефону по каким-то важным поводам, а ты имя свое сказать можешь только с пятого раза, а собеседник устал тебя слушать и бросил трубку; ухмылки и смешки людей в очереди на кассе в магазине, когда тебя замыкает на каком-то простом переспрашивании; даже обычная просьба прохожего подсказать улицу может оказаться настоящим испытанием.

Самое интересное, что если ты заикаешься, то ты заикаешься на всех языках, которыми владеешь. Но в Европе, когда ты заикаешься на английском, например, тебя всегда выслушают и не подадут ни малейшего повода расстроиться – никто там не хихикнет и не ухмыльнется так, как это постоянно происходит в России. И можно что угодно говорить по этому поводу, но шанс почувствовать это свое отличие от незаикающихся людей и получить этому своему свойству какую-то оценку там почти всегда нулевой.

Кстати, с идеей изучения немецкого языка мне пришлось распрощаться навсегда. Это красивый язык, но сочетания согласных там просто невероятные для произношения заикающегося человека.

Диалог с адвокатом, самолеты и неожиданное превращение в третьеклассника

Как-то раз со мной произошел еще один незабываемый случай, связанный с моим заиканием. Я сидела на дне рождении своей приятельницы в одном известном столичном клубе. Компания там подобралась отличная: есть о чем поговорить, все умеют шутить, достаточное количество разных напитков и вкусной еды.

И вот у меня завязывается диалог с одним взрослым и крутым адвокатом (назовем его, например, Дмитрий), который, как выяснилось, открыл где-то в России частную летную школу и учит там подростков и взрослых управлять вертолетами и небольшими самолетами.

Я превращаюсь в того третьеклассника, который шел летом по улице и услышал этот злосчастный звонок непонятно откуда, а потом перестал разговаривать

И он вот теперь хочет, чтобы про его школу сняли фильм. Я ему говорю, что у меня как раз друзья, с которыми мы учились во ВГИКе, ищут такого героя как он – с бюджетом на фильм и крутой историей. Мы сидим, придумываем, как там можно снять про эту его школу, самолеты, я уже записываю его номер и набираю в телефоне сообщение с двадцатью восклицательными знаками тем своим ребятам-режиссерам. И тут этот Дмитрий спрашивает у меня: «Настя, а ты заикаешься, да? Заика, да?»

И вот тут все не как в кино начинает разворачиваться: у меня нет ответа на этот дурацкий вопрос; я не допиваю залпом то, что было в тот момент в моем бокале; я не встаю и не даю пощечину этому человеку. Я просто немею от этого вопроса и выбегаю на улицу поплакать. Я превращаюсь в того третьеклассника, который шел летом по улице и услышал этот злосчастный звонок непонятно откуда, а потом перестал разговаривать. Сворачивал колпачки у фломастеров Рафаэля за его насмешки, а потом не мог произнести свое имя по телефону. Не мог купить нужную тетрадку, потому что там есть эта дурацкая буква «т». Но даже этот случай спустя время стерся из моей памяти.

Бесконечные хихиканья, переживания и стыд

Мне повезло, что у меня творческая профессия. Чаще всего мне нужно писать, а не говорить. Ну и в этой сфере не так обращают внимание на заикание. Но я знаю людей, которые работают по другим специальностям и очень переживают, что заикаются, и над ними до сих пор зачем-то хихикают.

Еще интересный момент: когда человек заикается, но старается это скрыть – я сразу это чувствую и даже понимаю, с какими буквами у него проблемы. Это такая невидимая нить всех заик (кстати, это ужасное слово меня почему-то до сих пор бесит).

Каждый человек имеет право быть таким, какой он есть. И отличаться от других чем-то – это даже круто

Со временем у меня выработалась своя система, как заикаться меньше. Поскольку мое первое образование филологическое, я сразу поняла, какие буквы и слоги проблемные и внесла в мой лексикон слова, чтобы избегать этих букв.

Я уже давно поняла, что для меня это не проблема, а индивидуальное качество – вот и все. Поэтому я не собираюсь что-то «лечить», это же не болезнь. Но странные истории, когда люди хихикают, когда слышат мое заикание, происходят до сих пор. Я не обижаюсь на них , вместо этого часто сама смеюсь над этим и не считаю проблемой.

Я могу вслух выразить любую мысль. И даже если не сразу смогу заменить какие-то «проблемные» слова, скажу их, как могу, и не буду потом стыдиться. Хотя все равно почему-то покраснею, но это не контролируется. Каждый человек имеет право быть таким, какой он есть. И отличаться от других чем-то – это даже круто.

Вообще термин «лечить» нельзя применять к заиканию. Это особенность речи, которая не лечится а корректируется. И, к сожалению, на сегодняшний день никто не может гарантировать своим пациентам полной и безрецидивной коррекции. Человек может свободно говорить 10 и более лет, а затем под влиянием стрессов или экстремальных обстоятельств проблема возвращается снова.

Тому, кто сможет раз и навсегда избавить своего пациента от заикания, обещали Нобелевскую премию.

Советы из личного опыта

1.Читайте книги вслух – это реально помогает и может со временем устранить какие-то проблемные буквы
2. Попробуйте понять, на каких буквах вас начинает клинить и старайтесь заменять слова с этими буквами. Потом это войдет в привычку, а речь станет даже интереснее.
3. Если предстоит какое-то публичное выступление (пусть даже небольшое) и его нельзя избежать – постарайтесь не только продумать свою речь, но прийти туда в действительно хорошем настроении. Можно даже немного выпить чего-нибудь или съесть что-то вкусное, что вам нравится – мармеладных медвежат, например.
4. Старайтесь почаще смеяться над своим заиканем, даже публично, потому что ничего страшного в этом нет и адекватные люди никогда не станут воспринимать это как «страшное отклонение»
5. Если вы все-таки обижаетесь на кого-то за хихиканье – скажите этому человеку максимально серьезно, что вам не нравится это. Ему точно будут стыдно и он вряд ли так сделает снова
6. Не думайте, что если вы заикались перед кем-то, этот человек теперь всю жизнь будет помнить этот момент. Он забудет об этом через 5 минут!
7. Люди всегда будут замечать ваше заикание, всегда! И не потому, что они плохие. Но вот задеть вас этим специально они вряд ли хотят.
8. Клуб анонимных заик – не самое лучшее место для избавления от заикания. Вам там может стать даже хуже, вы можете впасть в депрессию от скопления людей с такими же проблемами, потому что они считают это проблемой
9. Если вам самому становится неловко, когда вас долго клинит на каких-то слогах или буквах – остановитесь, наберите побольше воздуха и начните говорить снова.
10. Скорее всего, заикание невозможно вылечить до конца. Можете стараться это делать, но если поймете, что так и будет всю жизнь – пойдите лучше погуляйте в компании красивого кудрявого парня (или девушки) – во всем этом гораздо больше смысла, чем во всех этих страданиях, из-за того, что вы никогда в жизни теперь не сможете произнести слово «танк».

Читайте также:  Боли в пояснице и между лопатками Причины болей в пояснице

Заикание или запинки

Заикание или запинки

В зависимости от причин возникновения все речевые запинки у детей можно разделить на две основные формы:

а) запинки не судорожного характера (физиологические, возникшие под влиянием неблагоприятного речевого развития на фоне быстрой, хаотичной речи.

б) запинки судорожного характера (собственно заикание).

Физиологические запинки проходят, как только ребенок приобретает определенную уверенность в выражении своих мыслей.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое не требует коррекции и возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. В один прекрасный день в речи малыша вдруг появляются повторы: слогов, слов, даже фраз: «Не-не-не хочу спать!».

Обычно мамы тут же впадают в панику, ожидая худшего – заикания. Однако запинки имеют весьма смутное отношение к заиканию. Нужно помнить, что если вовремя не обратить внимание на них и не принять профилактических мер, то заикание может появиться. Итак, как же понять, малыш запинается или заикается?

Как отличить физиологические запинки от заикания

При вашей просьбе сказать слово лучше речь у ребенка улучшается при запинках и ухудшается при заикании

При заикании, как правило, присутствуют запинки судорожного характера, т. е. мышцы щек, шеи, губ или голосовые складки спазмируются, чего не бывает при запинках.

Причины возникновения различные. Заикание — неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Запинки же имеют эмоциональную природу, для коррекции необходима помощь не только логопеда, но и семейного психолога: у малышей до 3-4 лет все неврозы (а запинки частенько являются симптомом невроза) так или иначе связаны с взаимоотношениями в семье. Заикание может возвращаться, а физиологические запинки исчезают раз и навсегда.

Пересмотрите свои взаимоотношения с малышом: любой психологический перекос может спровоцировать запинки.

Контролируйте темп своей речи, темп игр, громкость голоса: желательно говорить тише и медленнее.

Постарайтесь и сами успокоиться: запинки не приговор, а симптом. Более того, малыш буквально «считывает» ваше настроение, интуитивно чувствуя: «Со мной что-то не так»; эмоциональное напряжение возрастает.

Соблюдайте режим дня неукоснительно, ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры.

Включайте на ночь тихую инструментальную музыку, детские песенки. Правильно подобранная музыка оказывает очень хороший психотерапевтический эффект.

Введите в повседневные игры возню с водой: переливания из ведра в ведро, через воронку, пипеткой, резиновой грушей, губкой, нравится малышам вылавливание шариков от пинг-понга ситечком и т. д. Обратитесь к опыту Монтессори-педагогики, поводите малыша на занятия: там очень много подобных игр.

Устраивайте минутки тишины на природе: «Давай послушаем тишину» — и помолчите в лесу полминутки. А потом каждый из вас расскажет, что услышал (как птичка коготками за кору дерева цепляется, как листва тихо осыпается и т. д.).

Используйте в играх песочные часы: «Пока песочек сыпется — мы молчим. Кто слово скажет — проиграл. А если ты сумеешь вытерпеть и ничего не сказать — получишь подарочек». Поощрения, конечно, обязательны: например, шарик витаминки, игрушка из «Киндер-сюрприза» и т. д. Такие упражнения помогут малышу лучше себя контролировать, в том числе, и свою речь.

Давайте малышу иногда побыть в одиночестве. Любому человеку в течение дня нужно время, чтобы побыть-поиграть одному;

Возможно, следует несколько «притормозить» развитие вашего крохи. Бывает, что нервная система не справляется с бурным интеллектуальным развитием, отсюда возникают запинки. Пускай малыш какое-то время, например, месяц, ничем не занимается, «поваляет дурака», ничего не делает.

Не заостряйте внимание на своеобразие речи, не просите повторить правильно слово, не сетуйте. Если малыш начал сильно запинаться, скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Обычно при пении и шепотной речи запинок нет.

В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконтроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий. Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т. п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т. д.) речью.

Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.

Обратитесь к логопеду для того, чтобы запинки не приобрели характер заикания. Обычно логопед дает рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики и релаксационных игр.

Суть дыхательных упражнений — упорядочить вдох-выдох, успокоить нервную систему за счет спокойного дыхания и говорить только на выдохе.

Берете ребенка за руку, держите ладонь, слегка нажимая, когда надо говорить — как бы ритм задаете. Вдооооох, выыыыыдох, вдоооооох — говори! Например, фразу про поезд — Вдооох, на выдохе сразу с придыханием — ХАчу поезд — или Я хочу поезд. Можно слегка нараспев практиковать беседы — «яаа хаачууу поооееезд» — но чтобы не было «рваной речи «я-я-я ха-ха-хачу по-по-поезд» — тянутся именно чистые гласные в слогах, а не слоги полностью повторяются.

Постоянно надо говорить, чтобы ребенок не торопился сказать, все что хочет — «мы тебя слушаем, никуда не торопимся, говори медленно, внятно» — при успешных попытках хвалите-хвалите-хвалит.

Настрои для релаксации

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Лечь удобно и расслабиться.

Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Читайте также:  Норма АЛТ и АСТ в крови у мужчин и женщин таблица по возрасту, причины повышения ферментов в биохими

Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы — лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот, снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

“Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

НОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;

но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;

зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два — дровокола — дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;

цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;

молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика —Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;

Ссылка на основную публикацию
Задержка месячных — тест отрицательный
Месячные не начинаются, а тест отрицательный: в чем причина По мнению женщин, самой распространенной причиной задержки месячных является беременность. Для...
Заболевания щитовидной железы у мужчин и женщин симптомы, признаки, профилактика
Щитовидная железа у женщин: симптомы заболевания, признаки, лечение щитовидной железы у женщин Щитовидная железа — это небольшой парный орган, который...
Заболевания эндокринной системы и репродуктивное здоровье женщины — Статьи — медицинский портал Челя
Эндокринология Эндокринолог — врач, в задачу которого входит диагностика и лечение болезней эндокринной системы: щитовидной и паращитовидной желез, надпочечников, гипофиза,...
Задержка месячных возможные причины Kotex
Семь дней задержка месячных Беременность Декретный отпуск Планирование беременности Определение пола ребенка, даты рождения Беременность по неделям Советы будущим мамам...
Adblock detector