Типы сказок в сказкотерапии ВКонтакте

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Ирина Родионова
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать. (В. А. Сухомлинский)

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки. Каждому подбирается свой, соответствующий его интересам, жанр.

Как пишет Вачков И. В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе

Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. (Дж. Родари)

Цели и задачи:

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Сказки бывают:

Дидактическая сказка – самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна – передать ребенку новое знание, умение, навык. Показать смысл и важность этого умения. Круг знаний и навыков, которым обучает дидактическая сказка, очень обширен

Авторские сказки относят к типу психологических сказок. Психологическая сказка чуть проще и одновременно чуть сложнее. Это любая авторская история содержащая вымысел. В этом заключается ее простота, но одновременно с этим ее цель – повлиять на личностное развитие слушающего, путем передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом ее сложность.

Отличие психологической сказки от дидактической в том, что дидактическая сказка концентрируется на обучении полезным навыкам в бытовой сфере, в то время как психологическая сказка отбрасывает быт и сосредотачивается на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИЕ слушающего.

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека – как взрослого, так и ребенка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. События, которые происходят с героями такой сказки, могут быть похожи на события обычной жизни, а звучать могут как несколько абстрактные метафоры.

Психотерапевтические сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Цель психотерапевтической сказки – оказать своевременную поддержку.

Русская народная сказка – произведение устного творческого русского народа.

В русских сказках русский народ пытался высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Особый смысл сказок о животных. Их герои звери и птицы, но как они похожи на людей! Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно, понять жизнь, людские нравы. В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций.

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки. Сказки о нечистой силе: ведьмах, упырях, вурдалаках и прочих.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Рекомендации к применению сказкотерапии

Сеанс сказкотерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном.

В некотором царстве, в некотором государстве…»

Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель, а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну.

Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.

Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?

Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.

Читайте также:  Озонотерапия при остеохондрозе - будет ли результат

Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Принципы работы со сказкой

1. Принцип осознанности:

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Принцип множественности:

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Принцип реальности:

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Основные методы сказкотерапии

1. Сочинение и рассказывание сказки:

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. при этом рассказчик может наблюдать, что происходит в процессе разговора с ребенком

2. Рисование сказки:

Желательно после рассказа, сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли.

3. Изготовление кукол:

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.

Для того чтобы ребенок воспринимал, то что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору)

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми

СКАЗОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Психолог, работающий в школе, постоянно задает себе два вопроса: «что?» и «как?». В том смысле, что каждый раз в случае оказания психологической помощи ребенку специалист пытается разобраться в том, что, собственно, происходит и как помочь маленькому клиенту преодолеть возникшие трудности.

Поиски ответа на вопрос «что?» осуществляются с помощью многообразных методов психодиагностики, наблюдения, бесед с родителями и учителями. Когда же более или менее ясным становится ответ на первый вопрос, со всей своей чугунной простотой и неприступностью встает вопрос «как?». И перед ним многие школьные психологи, к сожалению, пасуют, поскольку от диагностики надо переходить на полный неожиданностей и риска путь психокоррекции и психотерапии.

ОТ МИФОВ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности, сказкотерапией, — отрадное явление последнего десятилетия. Теперь для ответа на пресловутый вопрос «как?» имеется красивый и эффективный метод.

До последнего времени практическая психология образования явно недостаточно использовала развивающий и психотерапевтический потенциал сказок. А ведь сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей.

Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности. Отчего же это происходит? Попробуем разобраться, выделив разнообразные психологические трактовки содержания сказок. Рассмотрим позиции, объясняющие появление однородных сказочных мотивов.

Первая позиция, которую отстаивал М. Мюллер, заключается в интерпретации мифов (а следовательно, и волшебных сказок) в качестве искаженного отображения различных явлений природы.

Вторая позиция принадлежит Л. Лейстнеру (чуть позже тот же взгляд отстаивал Г. Якоб). Лейстнер показал взаимосвязь между основными сказочными и фольклорными мотивами и повторяющимися символическими снами.

Третья позиция, которую защищал А. Бастиан, заключается в рассмотрении основных мифологических мотивов как «элементарных идей» человечества, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида и могут возникать в тех или иных вариациях в разных странах и у разных народов.

Четвертая позиция обоснована представителями аналитической психологии, идущей от работ
К.-Г. Юнга. Это, пожалуй, самая разработанная и авторитетная позиция.

Одна из наиболее ярких последовательниц юнгианского взгляда на природу волшебных сказок
М.-Л. фон Франц указывает на разницу между третьей и четвертой позициями: «Архетип — это не столько «элементарная идея», сколько «элементарная эмоция», элементарный поэтический образ, фантазия, а возможно, даже элементарный импульс, направленный на совершение некоторого символического действия».

М.-Л. фон Франц показывает важность эмоциональной составляющей при психологическом исследовании. Но она предупреждает, что при сугубо рациональном подходе происходит смешение разных архетипов: «Это похоже на то, что происходит при печатании наложенных друг на друга фотографий, которые уже никак нельзя представить в отдельности. Вероятно, нечто подобное происходит и в бессознательном, что обусловлено его относительной вневременностью и внепространственностью».

ИЗВЕСТНАЯ ТИПОЛОГИЯ

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений и психологии, и педагогики, и психотерапии, и философии. Этим исследователем выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте).

Первый этап — устное народное творчество.

Второй этап — собирание и исследование сказок и мифов (К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.).

Третий этап — психотехнический (применение сказки как повода для психодиагностики, коррекции и развития личности).

Четвертый этап — интегративный, он связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Читайте также:  Грыжа Спокойствие, только спокойствие!

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

Как справедливо указывает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Однако, на наш взгляд, такое многообразие аспектов свидетельствует о некоторых недостатках предлагаемой ею типологии сказок. Главным же недостатком является неясность критерия классификации.

Действительно, если народные сказки (и плюс к ним мифы, притчи, истории) отнесены к художественным, то получается, что они не могут быть психотерапевтическими, в то время как их терапевтический потенциал часто значительно превосходит возможности многих специально созданных в лечебных целях сказочных историй. Кроме того, остается не вполне ясным, почему группа «авторские» выделяется только в этом виде сказок, хотя очевидно, что они присутствуют и в других видах.

На наш взгляд, более правомерным было бы разделение всей совокупности сказок на фольклорные и авторские. При этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.

Основным критерием классификации может служить такой очевидный параметр, как цель воздействия сказки на слушателя (читателя).

ПСИХОСКАЗКА

Легко заметить, что мы ввели еще один вид сказок, которого нет в типологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, — психологические сказки (психосказки).

Мы хотим обосновать допустимость рассмотрения нового вида сказки – сказки психологической (психосказки), которая не сводится ни к художественной (авторской), ни к психотерапевтической. Хотя, думается, такая сказка должна быть художественной по форме и содержать в себе психотерапевтический потенциал. Психолог-сказочник, балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и психотерапии, должен своей целью видеть создание особого сказочного психологического мира, понятного ребенку. Примерами могут служить замечательные психологические сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова.

Целями психологической сказки могут быть: раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности.

Итак, в качестве рабочего определения психологической сказки можно принять следующее: это авторская история, содержащая вымысел, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека.

ПОЛЕЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ

Давайте сравним психологические сказки с дидактическими, психотерапевтическими и психокоррекционными. Такое сравнение поможет практическому психологу понять содержание каждого типа сказок и научиться сочинять сказки любого типа.

Психосказки и дидактические сказки

Сходство психосказок с дидактическими заключается в следующем.

Во-первых, в самом жанре сказки, который нужен для преподнесения некоторых новых знаний.
Во-вторых, в приеме одушевления абстрактных символов и создании образа сказочного мира, в котором они живут.
В-третьих, оба вида сказок раскрывают смысл и важность определенных знаний.

Различие между ними определяется следующими моментами.

Во-первых, если в дидактические сказки «упаковывается» учебный материал, связанный с объектами внешнего мира, то психосказки рассказывают о внутреннем мире человека — его душе, психике, и этот материал может быть как учебным (например, при изучении «Психологической азбуки»), так и личностно развивающим.
Во-вторых, в дидактических сказках одушевляются абстрактные символы «внешнего» мира (цифры, звуки, буквы, арифметические действия и т.п.); в психосказках — абстрактные символы, обозначающие «внутренние» психические феномены (мышление, память, способности, переживания и т.д.).
В-третьих, дидактические сказки практически всегда содержат определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок; для психосказок это не является обязательным.

Психосказки и психокоррекционные сказки

Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Такая трактовка психокоррекции представляется не вполне справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй). В этом случае стирается грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции — как психологического воздействия на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения, то такой вид сказок, как психокоррекционные, обретает право на существование.

Целью психокоррекционной сказки является продуктивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, одним из последствий этого влияния должно стать изменение поведения.

Сходство психосказок с психокоррекционными можно найти в следующем.

Во-первых, и в том и в другом случае события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей.
Во-вторых, ребенок через сказку обретает возможность осознать свои переживания, отдельные психологические характеристики.
В-третьих, альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.

Обнаруживаются и существенные различия между этими типами сказок.

Во-первых, в психосказках отсутствует прямая аналогия между жизнью ребенка и жизнью сказочного героя в силу обобщенности сюжета.
Во-вторых, психосказка нацелена на личностное развитие ребенка путем осознания им своих особенностей; психокоррекционная сказка — на изменение психических структур ребенка в сторону, желательную для психолога.
В-третьих, в результате воздействия психосказки происходят более объемные трансформации в личности ребенка: изменяются не только конкретные поведенческие проявления, как в случае применения психокоррекционных сказок, но и смыслы и ценности.

Психосказки и психотерапевтические сказки

Сходство этих двух типов сказок, пожалуй, более значительно, чем различие.

Во-первых, и тот и другой тип сказки обращается к глубинному «Я» ребенка.
Во-вторых, такие сказки стремятся помочь человеку осознать отношение к самому себе, к миру, к другим людям, а при необходимости — изменить это отношение.
В-третьих, они оказывают психологическую поддержку и избавляют от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Различия психологических и психотерапевтических сказок имеют, по-видимому, не принципиальный характер.

Во-первых, психологические сказки не являются прямой аналогией индивидуальных эго-процессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внимание неизбежные проекции самого автора), а во многих психотерапевтических сказках подобные аналогии присутствуют.
Во-вторых, психологические сказки в большей степени, чем психотерапевтические, ориентированы на улучшение обычной жизни ребенка, на разрешение жизненных трудностей.
В-третьих, психологические сказки, как правило, пишутся психологом, а психотерапевтические часто создаются клиентом.

Психосказки и медитативные сказки

Сходство психологических и медитативных сказок заключается, прежде всего, в следующем.

Во-первых, и в тех и в других происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов.
Во-вторых, эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях.
В-третьих, и те и другие сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.

Читайте также:  Блефаропластика в коломне

Психологические сказки при этом могут быть медитативными (их также стоит слушать под музыку, закрыв глаза и погружаясь в состояние релаксации), а могут и не быть таковыми.
В последнем случае легко обнаружить различия между этими типами сказок.

Во-первых, в медитативных сказках отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи, а в психосказках они вполне возможны.
Во-вторых, достижение релаксационного состояния при слушании психологических сказок, в отличие от медитативных, не является обязательным, напротив, психосказки могут иметь мобилизующий характер.
В-третьих, медитативные сказки могут обращаться не только к явлениям внутреннего мира человека, как психосказки, но и к внешним для него отношениям между людьми.

Таким образом, можно выделить психологические сказки как отдельный самостоятельный тип сказок, применяемый в области сказкотерапии. Их использование возможно при работе с детьми в рамках специальных программ, а также в различных конкретных случаях.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

В оформлении использованы иллюстрации Анны ПОПОВИЧ к русским сказкам

1. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
5. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.

22 вопрос. Основные типы сказок, используемых в сказкотерапии.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В.Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 4-х направлениях:

Ссылка на основную публикацию
Тест с содой на беременность как определить
Сода пищевая - отзыв Определяем беременность с помощью соды! Сода это очень полезное и универсальное, да и притом недорогое средство....
Температура перед месячными почему поднимается, норма, зачем измерять
Почему повышается температура перед месячными В последнюю неделю перед менструацией состояние женщины меняется. И речь не только о некоторой нервозности....
Температура после акдс у ребенка сколько держится и как сбить жар
Стоит ли беспокоится о высокой температуре после АКДС Температура после прививки АКДС достаточно распространенное явление, но все молодые родители знают,...
Тестостерон — всё, что необходимо знать
как определить тестостерон оральный тестостерон, тестостерон в женском организме повышен, влияет гормон тестостерон, тестостерон небидо, что делает тестостерон Описание Тестостероновые...
Adblock detector