Структура человеческой психики — ЗдоровьеИнфо

Что такое психика человека

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то ощущений, называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, привычек и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

  • Познавательные (память, мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, интеллект, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки. Автор: Лена Мелисса

Психика

Наиме­но­ва­ние: Психика (образовано от греческого слова: ψυχή — душа, жизнь).
Опреде­ле­ние: Психика — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется виде сложной совокупности явлений субъективного внутреннего мира человека.

Психика — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется виде сложной совокупности явлений так называемого субъективного [чувственного] внутреннего мира человека и определяет основные свойства его личности. Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в особых формах осознанной и неосознанной рефлексии (психического отражения) действительности и реакции на неё человека. Обычно в качестве психических феноменов рассматриваются чувственные восприятия, ощущения и образы, эмоции и переживания, сновидения и трансовые состояния, желания, мотивации и намерения, внимание, воля, интуиция, вдохновение и другие. Все они отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины психического отражения действительности. Общепринятая в науке (см. Наука) рационалистическая традиция осмысления психики указывает на следующие основные признаки, присущие всем психическим феноменам: явления собственной психической реальности даны каждому человеку с непосредственной очевидностью; такой прямой доступ возможен только к собственным психическим состояниям, в то время как об аналогичных состояниях других людей можно судить лишь косвенно; осознание процессов, свойств и состояний собственной психики присуще каждому человеку; все психические феномены не имеют пространственной протяжённости и локализации (независимо от того, какие свойства присущи их материальному субстрату); большинство психических феноменов характеризуется интенциональностью, содержательной направленностью (на что-либо, к чему-либо).

Традиционно под психической реальностью принято понимать область всех видов чувственности человека, то есть всю его эмоционально-чувственную сферу, которая противопоставляется, с одной стороны, физиологии высшей нервной деятельности человеческого организма, понимаемой как биологическая сущность, с другой — понятию человеческой души, понимаемой как метафизическая сущность, хотя иногда и отождествляется с ними. Наряду с этим, психическая реальность отграничивается от феномена мышления (см. Мышление), как особого процесса функционирования сознания, определяющего познавательно-рациональную деятельность человека (см. Деятельность), что указывает на принципиальное отличие мыслительного познания (на основе опосредованного отражения реальности) от чувственного познания (на основе непосредственного отражения реальности), составляя тем самым оппозицию «чувственность — интеллект». Таким образом подразумевается, что психически обусловленное взаимодействие человека с внешней средой реализуется посредством качественно отличных от физиологических и мыслительных, но неотделимых от них психических процессов, свойств, состояний. При указанном понимании чувственность трактуется достаточно широко, включая всё многообразие состояний внутреннего мира человека, обусловленных чувственным восприятием, то есть способностью человека к ощущению. В этом смысле ощущение рассматривается как своего рода начальная форма психики и понимается как процесс психического отражения отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающий при непосредственном воздействии внутренних или внешних стимулов и раздражителей на органы чувств, управляемые нервной системой человека. Нижней границей здесь выступает телесность во всех её проявлениях. Верхней границей психики выступает мышление, или интеллект, содержанием которого является знание. Его рациональность представлена идеальной формой бытия — она нематериальна, не имеет индивидуальных особенностей, способна иметь общие значения. Для чувственного содержания психики характерен неидеальный способ бытия и принадлежность внутреннему миру конкретной личности с множеством индивидуальных особенностей. В целом, однако, все указанные границы психики и связанные с ними оппозиции достаточно условны.

Психика в течение длительного времени обозначалась термином «душа» и была одним из основных предметов философствования, присутствуя в его структуре с момента возникновения философии как таковой (см. Философия). Проблематика психики, осмысливаясь в различных идейных контекстах, часто оказывалась в центре философских дискуссий между различными школами, подходами и направлениями, поскольку, наряду с общим противопоставлением «душевное — телесное», затрагивала фундаментальные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. Сложность, относительная автономность и независимость психических процессов и феноменов от физиологического состояния человека, их своеобразие и данность человеку в форме непосредственных, не отчуждённых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью человека к самонаблюдению и самоанализу, их субъективно-личностная ценность, а также иррациональность некоторых психических явлений (таких как спиритизм, телепатия, ясновидение, телекинез, психокинез, предзнание и других), обусловили появление множества идей и концепций, рассматривающих психику с метафизической и религиозно-идеалистической точек зрения и отождествляющих её с понятием души как особой вневременной и внематериальной субстанцией, активным жизненным началом в человеке, существующим и после [телесной] смерти. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на понимание психики с позиций естествознания и исходя из достижений в изучении её материального субстрата (органов чувств и головного мозга). Сведения о психических феноменах накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской).

Психологические знания о человеческой душе и о человеческом поведении первоначально фиксировались в мифологии в форме образов, а в философии — в форме размышлений. У истоков рационального осмысления психики стояли ранние античные философы, которые уделяли в своём творчестве значительное внимание проблемам природы человека, его души и разума. В целом, они трактовали душу как некую нематериальную субстанцию, придающую материальному телу жизненное начало. Представители Милетской школы натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие) развивали теории гилозоизма, согласно которым вся материя является одушевлённой. Впоследствии эти теории получили развитие в концепции панпсихизма, которая в новой философии ведёт своё начало от Г. В. Лейбница и утверждает всеобщую одушевлённость природы. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга: душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. Наряду с этим, на развитие знаний о психике оказывали влияние достижения в исследованиях функций организма человека (как его телесного субстрата) и в понимании процессов его жизнедеятельности. Так, медицинские наблюдения и анатомические исследования привели к признанию головного мозга органом психической деятельности (Алкмеон Кротонский), к зарождению учения о темпераментах как различных пропорциях в сочетании четырёх физических элементов, определяющих индивидуальные особенности личности (Гиппократ и его школа), а также о пневме как носителе психических актов (Гален). В учении Аристотеля утверждалось преимущественно материалистическое понимание души как сущности, организующей жизненное начало всего живого. С точки зрения Аристотеля душа и тело неразрывно взаимосвязаны. В трактате «О душе» Аристотель изложил первую систему психологических понятий. В первой книге трактата Аристотель рассматривает принцип движения, указывая на него как на основной признак отличия одушевлённого от неодушевлённого. Во второй книге Аристотель, рассматривая природу души, затрагивает метафизические вопросы и предлагает определения сущности, материи, формы и энтелехии. Так, сущность мыслится здесь родом сущего, которая может отождествляться с материей, формой или их единством. Отсюда он даёт определение души как формы и энтелехии тела. У души есть три способности: к росту, к ощущению и к размышлению. Исходя из наличия этих способностей различаются души растений, животных и людей. В третьей книге Аристотель предлагает классификацию ощущений, утверждая наличие пяти чувств: осязание, обоняние, слух, вкус и зрение. Далее он противопоставляет ощущению мышление, которое состоит в воображении и суждении. В эллинистический период позиции материалистического подхода были укреплены успехами анатомии и медицины: Герофил и Эрасистрат открыли нервы, отличив их от мышц и сухожилий, различили чувствительные и двигательные нервы, изучали зависимость чувствительности организма и его двигательных реакций от головного мозга. У Галена складывается детально разработанная схема строения и функций нервной системы, господствовавшая почти полтора тысячелетия. От гилозоизма осмысление психики постепенно переходит к строгому разделению неодушевлённого и живого, а собственно психическое отделяется от общебиологического. Следующей ступенью стала дифференциация внутри самого психического, зарождение понятия о человеческом сознании. Однако не все свойства психики и сознания укладывалось в натуралистическую схему, поэтому возникли новые попытки утвердить их имматериальность (Плотин, Августин). Так, в учении Августина о душе Бог и человеческая душа заявлены как вечные ценности, как две основные субстанции мира, определяющие его бытие.

В Средние века развитие знаний о психике резко замедлилось и сконцентрировалось в основном на вопросах веры и разума. В этот период выделяется научно-философская деятельность Ибн Сины, который в рамках своих исследований разработал учение о темпераменте и характере человека. Согласно этому учению, природа человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), причём эти натуры не являются стабильными психическими образованиями, а изменяются под воздействием множества внутренних и внешних факторов.

Новое время открывает принципиально новый подход к пониманию психики, на которую распространяется принцип детерминизма (раскрытия обусловленности психических проявлений действием производящих их факторов), первоначально в его механистическом выражении. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения, а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту же эпоху складывается ряд наиболее важных психологических учений: об ассоциации (Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк), о страстях (Р. Декарт) и аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. В. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувств, опыта (Дж. Локк). Под влиянием механики И. Ньютона Д. Гартли создаёт учение об ассоциации как основном механизме душевной деятельности — теоретическую систему, получившую название «ассоцианизм» и объединившую ассоциативный принцип с рефлекторным. Это учение определяло облик большинства психологических концепций в веках, как материалистических, так и идеалистических.

Дальнейшее развитие проблематика психики получила как самостоятельная область исследований в рамках науки психологии, которая объединила в себе естественнонаучный (в большей степени) и гуманитарный (в меньшей степени) подходы. Впервые термин «психология» был введён Р. Гоклениусом в 1590 году для обозначения «науки о душе». Начиная с XVI века, благодаря росту научного знания и широко развернувшейся экспериментальной работе, психология, будучи до того разделом философского знания, начала развиваться самостоятельно, однако окончательное её формирование произошло во второй половине XIX века. В этот период оформились представления о предмете и методе психологии, её функциях, целях и задачах, разработаны основы понятийного аппарата, выявлены основные проблемные поля, созданы оригинальные психологические теории и осуществлены первые собственно психологические эксперименты. На рубеже веков активное развитие психологии стимулировалось успехами естествознания, в первую очередь развитием эволюционной биологии, психофизики, физиологии органов чувств и высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями к психологическим знаниям со стороны медицины, педагогики и ряда производственных отраслей. В XX веке психология получила дальнейшее развитие и разделилась на ряд относительно самостоятельных направлений исследований, однако до настоящего времени в ней не произошло сколько-нибудь полного размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием. Во многом это обусловлено специфической формой данности психических явлений, которая послужила причиной обособления психологии как научной дисциплины вне общей системы наук, опирающихся на объективные методы. Поэтому в психологической науке возникло множество разнообразных школ и парадигм, по-разному трактующих основной предмет своих исследований, а само понятие психики до сих пор не получило корректного определения и продолжает дискутироваться. При этом ни одно из действующих направлений психологии не позволяет говорить о появлении в обозримом будущем действительно полной и объясняющей теории психики. С другой стороны, в рамках психологической науки проблематика психики полностью утратила свою целостность, поэтому современная психология практически не имеет отношения ни к этимологии слова «психика», ни к первоначальному значению слова «психология» как науки о человеческой душе. Начиная с XIX века психологи начали активно «разделять» душу на отдельные [изолированные друг от друга] элементы, выделяя в ней не столько душевные силы, сколько отдельные психические функции, процессы, состояния, акты в целях их объективного изучения. В итоге слово «психика» в исследовательских программах психологии превратилось в собирательное название определённого набора психических функций и обусловленных ими феноменов. Отдельные попытки целостного рассмотрения психики как внутреннего мира человека, предпринимаемые в рамках психологии, относительно редки и в целом малоуспешны.

Понятие о психике

В предыдущих главах мы рассматривали психологию как современную и мно­гогранную науку. В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое пси­хика и психические явления? Мы уже говорили о существовании различных то­чек зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психи­ка», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности,

Из данного определения, следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз­можность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение инфор­мации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности являет­ся копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что в целом определяет возможность относительно длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностя­ми. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития пси­хических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представ­ляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, уда­ляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движе­ния амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у рас­тений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосред­ственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня ре­агируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирова­ние по своему характеру реактивно, т. е: живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степе­ни связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организ­мы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н, Леонтьева, появление чув­ствительности у животных может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью яв­ляется то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возмож­ность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низ­кого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Напри­мер, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органиче­ской материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко раз­витой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализи­ровать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружаю­щих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внеш­ней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появ­лении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведе­ния.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него пове­дение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отраже­ния. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определен­ную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезап­ные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществле­ния столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практиче­скую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зароди­лись в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенно­сти оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружаю­щей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является яд­ром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружаю­щем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и форми­рует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие меж­ду «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способ­ность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную, инфор­мацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставле­ния, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким обра­зом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и опериро­вания психическими образами определяет наличие у человека способности к со­знательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его от­рицать, сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака — охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совер­шать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, по­хожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведе­ние животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психи­ки живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происхо­дят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида

(онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном разделе. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления пси­хики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к соци­альным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует ре­шению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произ­ведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо пере­числить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, толь­ко в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики, которая заклю­чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адапта­ции. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организ­мов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структу­ру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов при­роды. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его суще­ствования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состоя­ния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информа­ции об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные измене­ния в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психиче­ская адаптация.

Существует еще одна проблема научного познания психики, о которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, ка­ким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалисти­ческой — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биоло­гическим носителем души) и имеет божественное происхождение.. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала; психическое (иде­альное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллель­но и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой приро­ды, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обуслов­лено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из са­мых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхож­дение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической на­уки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материали­стической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь меж­ду биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «ис­кусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллекту­альных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых орга­низмов, исторического развития человечества и индивидуального развития кон­кретного индивида. В данной главе мы рассмотрим эволюцию психики животных.

Читайте также:  Как понизить уровень гормонов стресса; BODYART; ; FITNESS
Ссылка на основную публикацию
Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей
Дыхательная гимнастика для детей Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные...
СТЕТОСКОП кардиологический блог Обзор нескольких моделей кардиологических стетоскопов личный опыт
Обзор стетоскопов: надежный помощник доктора Один из главных рабочих инструментов терапевта, кардиолога, пульмонолога и других специалистов – это стетоскоп. Данный...
Стимол – аналоги в России, цена, инструкция по применению
Стимол аналоги На данной странице представлен список всех аналогов Стимол по составу и показанию к применению. Список дешевых аналогов, а...
Стрептодермия — лечение у детей и взрослых — Ниармедик
Заразна ли стрептодермия, ее причины и лечение Покраснение и зуд кожи — серьезный повод для волнения. Ведь часто это может...
Adblock detector