Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада

ЛОГОПАТИЯ

ЛОГОПАТИЯ (греч, logos слово, речь + pathos страдание, болезнь) — расстройство речи. Термин практически не употребляется в связи со своей неконкретностью. Понятие «логопатия» включает расстройства речи, многообразные по происхождению и характеру клин, проявлений. Различают Л., обусловленные патологией строения органов речи, органическим поражением или функц, расстройством нервной системы, а также нарушением или задержкой речевого развития.

К Л., связанным с врожденным анатомическим дефектом или повреждением органов речи (расщелины губы или неба, пороки развития или заболевания языка, челюстей, гортани, голосовых связок, носоглотки и т. п.), относятся дислалии — неправильное произношение отдельных фонем (см. Косноязычие), глоссолалия, палатолалия (своеобразные нарушения артикуляции при патологии строения языка и неба), а также афония (см.) и др.

Органическое поражение нервной системы может вызывать дизартрию (см.), оральную апраксию (см.), афазию, алексию, аграфию, парафазии, аграмматизм (см. Афазия), в детском возрасте — алалию (см.). К функц, речевым расстройствам относятся заикание (см.), мутизм (см. Кататонический синдром), баттаризм, бради- и тахифразия (см. Речь). Нарушение речевого развития часто происходит на фоне отставания ребенка в интеллектуальном развитии и может проявиться косноязычием, аграмматизмом, алалией.

Отдельные формы Л. могут быть обусловлены сочетанием органического поражения головного мозга и задержкой речевого развития.

Лечение Л. определяется происхождением и формой нарушения речи.

Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

Аннотация: В статье говорится о необходимости развития у детей-логопатов одного из видов монологической речи – описания. Показаны приемы работы, которые позволяют достичь необходимого результата. Также приведены примеры из личного опыта.

Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

Речь – составная часть общения. Одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы является развитие связной речи.

Мы поговорим о развитии монологической речи, так как она позволяет расширить знания об окружающем мире.

Монолог – это когда говорит один человек, а другие его слушают. Но дети-логопаты имеют нарушения одного или нескольких компонентов речи. А также у них снижены психологические процессы: внимание, память, восприятие. Поэтому возникают трудности в создании монолога.

Мне хотелось бы остановиться на одном из видов монологической речи – это описание. Его основной задачей является создание словесного образа явлений или предметов.

У детей-логопатов недостаточно развиты речевые навыки, так как они не располагают «багажом» знаний, которые приобретаются в течение жизни.

В этом направлении логопед использует разные виды работы по выделению признака предмета и его свойств. Здесь можно использовать различные упражнения на узнавание предмета по его описанию:

1) Загадывание загадок-описаний

2) Игры-лото, различные игрушки.

3) Используются муляжи предметов.

Специалист дает словесное описание одного из предметов, а дети уже подбирают изображение этого предмета или муляж.

Для составления описания мы учим детей сравнивать предметы по основным признакам. Логопед начинает работу с двух похожих предметов, но отличающихся только одним признаком:

  • Мяч – красный, круглый, большой
  • Мяч – красный, круглый, маленький.

На занятиях логопед сравнивает предметы сначала из одной тематической группы, а потом из разных тематических групп, используя два-три одинаковых признака:

Дальше специалист учит детей составлять описание предмета или явления, опираясь на план-схему:

  1. Цвет
  2. Форма
  3. Размер
  4. Из каких частей состоит
  5. Из чего сделан
  6. Для чего используют.

Стол – это мебель. Он коричневого цвета, большой прямоугольной формы. Стол сделан из дерева. У него есть ножки и столешница. Мы сидим за столом, когда обедаем.

Очень интересно описывать предметы или объекты с опорой на отдельные части: петух – голова (гребешок, клюв), туловище (крылья, хвост, перья), лапы (когти, шпоры).

Опираясь на план-схему, описательный рассказ могут составлять одновременно двое детей:

«Это собака. Она черная, лапки у нее белые, хвостик коротенький, шерстка пушистая. Ушки у собаки маленькие, глазки черные».

«Это собака. Она белая с черными пятнами. Лапки у нее коротенькие, шерстка гладкая. Ушки большие, глазки серенькие».

Рассказ-описание может получиться интересным, если будет работать группа детей. Каждый называет по одному признаку предмета.

Читайте также:  Продукты закисляющие или ощелачивающие В 50 без 50

Эти занятия обогащают словарный запас детей, учат грамматически правильно оформлять предложения. Также они позволяют развивать речемыслительную деятельность.

Дети учатся составлять предложения и объединять их в единые высказывания, что создает хорошие предпосылки для обучения в школе.

Бувакина Светлана Владимировна,
учитель-логопед

Статья по психологии «Дети-логопаты»

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

Глава 2. Рекомендации по работе с детьми с ФФНР……………………………. 8

Список использованной литературы……………………………………………. 13

Введение

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Дети с ФФНР

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч). удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у де­тей с различными речевыми расстройствами из-за дефек­тов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамма­тических и фонематических представлений. При специ­альной коррекционной работе по развитию фонематиче­ского слуха дети намного лучше воспринимают и разли­чают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Читайте также:  Оксибутират натрия что это такое, инструкция по применению, цена и аналоги

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разде­ления на составные элементы (фонемы) разных звуко­комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой ана­лиз».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процес­сов формирования артикулирования и восприятия зву­ков, отличающихся акустико-артикуляционными призна­ками.

Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недо­развития фонематического восприятия может быть раз­лична. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие на­рушено первично. Предпосылки к овладению звуко­вым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

Вторичный уровень. Фонематическое восприятие на­рушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов орга­нов речи. Нарушено нормальное слухопроизноситель­ное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

невозможность определить наличие и последова­тельность звуков в слове.

Состояние звукопроизношения этих детей ха­рактеризуется следующими особенностями:

Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены зву­ков. Сложные по артикуляции звуки заменяются про­стыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] — [ф], вместо [р], [л] — [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или за­мена его другим по артикуляционному признаку соз­даёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежа­щих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество не­правильно употребляемых в речи звуков может дос­тигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего ока­зываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произно­сит правильно, но в речи они отсутствуют или заме­няются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонети­ческой группы заменяются, звуки другой — искажа­ются. Такие нарушения называются фонетико-фоне­матическими.

Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не разли­чать большее число звуков из разных групп. Относи­тельное благополучие звукопроизношения может мас­кировать глубокое недоразвитие фонематических про­цессов.

Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуля­ционной моторики или её нарушения. Это фонетиче­ское нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Знание форм нарушения звукопроизношения помо­гает определить методику работы с детьми. При фоне­тических нарушениях большое внимание уделяют раз­витию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных зву­ков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Читайте также:  Чем вызвана межреберная невралгия и как ее лечить

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки.

Рекомендации по работе с детьми с ФФНР

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, форми­рование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает ов­ладение ребёнком на данном возрастном этапе опреде­лённым кругом знаний об окружающем и соответствую­щим объёмом словаря. Логопед и воспитатель, осущест­вляя коррекционное обучение совместно, должны учи­тывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.

В коррекционном обучении можно выделить три раз­дела:

I раздел работы – артикуляторный (подготовитель­ный) предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определённой последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому времени исправленные звуки.

II раздел работы – дифференцировачный,в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми арти­куляционно или акустически близкими звуками. Боль­шое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего зависит внятность речи и анализ звукосло­гового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциации.

III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.

Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.

Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

Выделение начальных согласных в словах типа сок.

Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

Анализ и синтез прямого слога типа [са].

Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Полный слого-звукобуквенный анализ слов.

Педагогический процесс, реализуемый в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, содержит два вида преемственной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя: преемственность в развитии речи (исправление дефектов произношения, устранение лексико-грамматических пробелов, обучение грамоте) и в развитии внеречевых психических процессов.

Ссылка на основную публикацию
Сохнут губы ТОП-5 советов как этого избежать — Красота и стиль — Секреты красоты — Мода и Красота —
Что делать, если сохнут губы: ТОП-5 полезных советов Почему сохнут губы и что делать с неприятными ощущениями Что делать, если...
Сода от зубной боли народные рецепты для полоскания полости рта
Полоскание зубов Полоскания помогают справиться с зубной болью, снимают воспалительные процессы, избавляют от плохого запаха изо рта. Чем полоскать зуб,...
Сода пищевая — «Самый быстрый способ избавиться от стоматита
Полоскания содой при стоматите Пищевая сода при стоматите применяется уже давно, как дополнительный способ лечения к общей терапии. Этим лечебным...
Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада
ЛОГОПАТИЯ ЛОГОПАТИЯ (греч, logos слово, речь + pathos страдание, болезнь) — расстройство речи. Термин практически не употребляется в связи со...
Adblock detector