Системы раннего развития Монтессори и Вальдорфская педагогика

Гид The VillageБольшое будущее: 5 методик раннего развития детей

The Village с помощью эксперта разобрался в плюсах и минусах разных методик раннего развития детей, а также в том, насколько они эффективны

  • Юля Ельцова , 5 сентября 2016
  • 41052
  • 7

Многие родители начинают заниматься обучением ребенка с самого рождения: помимо развития моторики и речи, в ход идут иностранные языки, уроки живописи и математики. Правда, польза от таких занятий не подтверждается исследованиями ученых. Основательница сети детских центров и автор книги по воспитанию детей Наталья Алехина рассказала The Village, какой потенциал заложен в детях с рождения, как его развить и при этом не навредить.

Наталья Алехина

сооснователь детских центров CityKids, автор книги «#Первые365»

Что такое раннее развитие

Сам термин «раннее развитие» официально появился относительно недавно — в 1971 году. Его создатель, один из основателей корпорации Sony Масару Ибука, доказал необходимость осознанного, направленного подхода к развитию детей именно в раннем возрасте — до трех лет. Он противостоял общепринятой позиции невмешательства и уверенности в том, что в эти годы ребенок развивается сам по себе. Со временем произошла трансформация термина из «раннее развитие» в «опережающее развитие» и появилась мода на изучение иностранных языков чуть ли не с рождения, устного счета до ста к двум годам и профессионального спорта с трех лет.

Действительно ли детям это нужно

Иногда интенсивно обучающиеся дети действительно опережают школьную программу и обладают отличной памятью, но при этом с трудом понимают и выражают свои эмоции, не умеют играть в командные игры, практически лишены творческих навыков и в целом крайне не уверены в себе. Подобные результаты заставили психологов и методистов по всему миру обратиться к истокам и посмотреть на развитие детей с научной точки зрения.

В последние десятилетия ученые проводят различные исследования в области работы детского головного мозга. Так, исследования, проведенные британскими экспертами Baby Sensory, отметили интересную динамику развития нейронных связей в мозге, которые напрямую влияют на массу мозга. Нейронные связи формируются за счет приобретения какого-то опыта при взаимодействии нейронов между собой. В первые три года жизни масса мозга растет практически в геометрической прогрессии (0,5 килограмма у новорожденного, килограмм в год, полтора — в три года, тогда как вес мозга взрослого человека составляет около трех килограммов). При этом у ребенка на первом году жизни нейронов почти в два раза больше, чем у среднего взрослого.

Казалось бы, с такой динамикой процент людей с высоким IQ должен быть намного выше. Но здесь действует простой принцип use it or lose it (пользуйся, или утратишь). Нейроны, которым не удалось связаться с другими собратьями в нейронную связь, просто отмирают. Поэтому первые три года жизни, когда идет самый активный процесс формирования и укрепления нейронных связей, являются одним из самых важных периодов в жизни. Именно в это время закладывается фундамент будущего ребенка. А самый благоприятный период — первые шесть месяцев жизни, когда организму требуется меньше всего усилий для формирования этих полезных связей.

Эксперты отмечают, что не все области мозга одинаково восприимчивы к формированию нейронных связей в дальнейшем. Именно в первые три года эффективнее всего развивать органы чувств, эмоциональную сферу малыша, заботиться о развитии его речи, двигательных и социальных навыков.

Что касается развития интеллекта, то соответствующие области головного мозга включаются у детей ближе к трем-четырем годам, поэтому довольно бессмысленно заставлять годовалого/двухлетнего ребенка учить иностранные языки и заучивать какую-либо информацию, он пока просто физически не приспособлен для этого: его организм в это время учится совсем другим вещам. А вот игры с мячом, которые задействуют одновременно обе руки от плеч до кистей, способствуют развитию речи, и на втором году жизни в мозжечке малыша образуются так называемые клетки Пуркинье, которые отвечают не только за координацию движений, но и за быстроту мыслительных реакций.

Подобные выводы ученых привели к пересмотру образовательных систем на государственном уровне. Так, в Великобритании введены специальные стандарты в области развития детей от года до семи лет, где основными приоритетами являются социально-эмоциональное, личностное и физическое воспитание, а также развитие речи. Математика, грамматика, музыка и другие предметы являются там специализированными — их преподают уже после того, как освоены приоритетные направления. В некоторых странах Европы у детей трех лет есть специальная дисциплина small talk, где дети учатся завязывать и поддерживать беседу в любой ситуации. А американские родители активно развивают коммуникативные навыки детей — ведь именно от навыков общения и умения социализироваться зависит, возьмут ли ребенка в один из лучших детских садов.

Читайте также:  Научная Сеть Опыт лечения больных чесоткой

В целом детские сады и в России, и за рубежом предлагают огромное количество самых разнообразных методик раннего развития — комплексные, общеразвивающие и специализированные, обучающие. Разобраться в них не всегда бывает просто, мы рассмотрели плюсы и минусы пяти самых популярных методик.

Самые популярные методики

Методика Гленна Домана

Гленн Доман, американский врач-физиотерапевт, работал над целой системой раннего развития, однако наиболее известным и доступным ее элементом стали карточки Домана — таблички с изображением крупных слов (именно целых слов, а не букв) и множеств (а не отдельных цифр).

Плюсы: Тренировка зрительной памяти.

Минусы: Ребенок воспринимает слова, а не отдельные буквы, что плохо сказывается на его дальнейшем логическом развитии и умении творчески подойти к решению той или иной задачи. Недостаточная социализация детей.

Методика Baby Sensory

Эта методика была разработана в Великобритании и быстро стала популярна во многих странах мира, в том числе в России. Развитием малыша начинают заниматься с рождения. Программа Baby Sensory уделяет внимание физическому, эмоциональному и речевому развитию ребенка. Классы формируются с учетом возраста, поэтому заниматься по Baby Sensory можно с первых дней жизни малыша. Дети получают сенсорный и социальный опыт, а мамы — полезную информацию для развития ребенка. Малыши активно проявляют интерес к другим детям, по-своему общаются и даже заводят друзей на первом году жизни.

Плюсы: Отличная социализация и развитие навыков общения уже с первых дней жизни ребенка. Всестороннее развитие малыша — творческое, логическое, физическое и эмоциональное.

Минусы: Недостаточная распространенность программы в России.

Методика Макото Шичиды

Японский профессор Макото Шичида считал крайне необходимым стимулировать развитие правого полушария ребенка — творчества и интуиции. В основе его методики — показ слайдов на различные темы в течение 30–45 минут. Макото Шичида был уверен, что подобная стимуляция головного мозга у детей помогает развить гениальные способности и таланты. Как признавались участники экспериментов, весь процесс требует очень большого вовлечения мамы — как на этапе подготовки презентаций со слайдами (порядка сотни слайдов в день), так и во время вовлечения ребенка. Просто заниматься с ребенком в свободной игровой форме здесь не получится.

Плюсы: Родители проводят огромное количество времени с малышом, что благоприятно на него влияет.

Минусы: Излишне большое вовлечение мамы в процесс подготовки презентаций. Мало внимания уделяется развитию левого полушария, а следовательно, логике, моторике и аналитическим способностям. В методике присутствуют неоднозначные эзотерические элементы.

Методика Марии Монтессори

Самая популярная методика в России — именно по ней работает большинство детских садов и развивающих центров. Основная цель методики — развитие чувств, речи и понимания порядка. Игровое пространство включает в себя различные по форме и текстуре игрушки, которые ребенок должен выбрать для игры.

Плюсы: Малыши учатся быть внимательными и дисциплинированными, обучаются тактильному восприятию вещей. Благодаря играм на развитие мелкой моторики у детей хорошо развивается левое полушарие мозга, что в дальнейшем повышает их аналитические способности и логику.

Минусы: Минимальное внимание творческим способностям детей и, как следствие, плохое развитие правого полушария мозга. Дети не развиваются физически — мало спортивных игр. Плохая социализация детей — индивидуальные игры предпочтительнее коллективных, малыши становятся закрытыми. Активным и творческим детям методика просто противопоказана.

Методика Никитиных

Авторы методики — многодетные родители, которые в первую очередь старались научить детей самостоятельности. В основе —простые вещи: труд, близость к природе, естественность и практичное творчество. Родитель только создает малышу условия для развития, тогда как ребенок вправе сам сделать выбор, сколько и чем ему заниматься. Система строится по принципу «от простого к сложному» и заключает в себе набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Очень большое внимание уделяется физической составляющей — обязательны ежедневные зарядки, спорт, закаливание с самого рождения.

Плюсы: Совместное развитие мамы и ребенка. Умственное и физическое развитие детей.

Минусы: Это не методика, а скорее образ жизни, который невозможно поддерживать в городских условиях. Мало внимания уделяется развитию коммуникативных навыков. Творчество исключается в принципе. Жестокие методы закаливания: обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу.

Педагогика Монтессори: что это и кому подойдёт

Сложно найти родителя, который никогда не слышал о садах и школах Монтессори — они есть практически в каждом городе. Многие сгорают от желания отдать туда ребёнка. Рассказываем об особенностях этой методики, основных принципах и возможных недостатках.

  • Text Link

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора.

Читайте также:  Потт Персиваль - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - Что значит, описание, фото, толкование, определен

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить.
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит.

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Системы раннего обучения и развития ребенка

Специалисты считают, что чем раньше начать раннее развитие ребенка, тем быстрее он станет обладателем важных для полноценной жизни навыков и умений. Именно этот принцип взят за основу большинства систем раннего обучения и развития детей. Что это за методики, на чем основываются, чего позволяют достичь – вот главные вопросы родителей, желающих заниматься с ребенком в домашних условиях. Предлагаем детальней рассмотреть наиболее популярные из этих систем.

Для чего существуют методики раннего развития?

Родители, желающие вырастить ребенка умным, здоровым, счастливым и успешным, часто задаются вопросом, как это сделать. Специалисты предлагают обратиться за помощью к методикам раннего развития. Они утверждают, что чем раньше начать заниматься развитием потенциала и способностей малыша, тем легче, быстрее и по максимуму можно будет добиться результата, которым в данном случае станет более успешная самореализация ребенка.

Читайте также:  Когда назначается и что показывает исследование мазка у женщин

Если верить ученым, то в младенчестве и дошкольном возрасте некоторые вещи даются человеку намного легче. Со временем, когда дети подрастают, восприятие информации и обучение определенным действиям даются сложнее, вплоть до полного непонимания и невозможности повторить услышанное, изученное или увиденное.

Самое страшное в таких случаях – упустить что-то важное без возможности исправления. Именно на это рассчитаны методики раннего развития, так как предупреждают упущение любых важных моментов в развитии и воспитании ребенка.

Но это не все, чего можно добиться при помощи данных систем, так как каждая из них имеет не только свои особенности, но и сильные стороны, направленные на выявление, формирование и развитие конкретных талантов, навыков и способностей. Поэтому порой правильней использовать не одну систему развития, а несколько, что в домашних условиях сделать намного проще, чем в дошкольном учреждении, большинство из которых работают только по одной методике.

Те, кто думает, что успешными и гениальными людьми можно только родиться и влияют на это лишь гены, очень ошибаются. Успешным человеком можно стать, если совершенствовать и развивать свой потенциал, который в каждом из нас безграничен. И так как дети не могут сами принять такого решения в детстве и приступить к его исполнению, за них это делают родители. Главное определиться с наиболее подходящей для ребенка методикой.

Методики раннего развития

Классифицировать системы раннего развития сложно, так как каждая из них универсальна. Однако психологи условно разделили их на физические и общеразвивающие. В развитии детей важны и первые, и вторые, но родители больше внимания уделяют общеразвивающим, так как предпочитают растить гениев, а не спортсменов.

  • Педагогика Монтессори

Мария Монтессори приучает родителей к мнению, что детей не надо развивать – им следует создавать условия для самостоятельного развития. То есть окружать различными предметами и вещами,
позволяющими и помогающими методом экспериментов свободно познавать окружающий мир. Девиз этой системы – «Помоги мне сделать это самому!»

Родитель или воспитатель – это мудрый помощник и наставник, направляющий и подсказывающий, но ни в коем случае не ограничивающий. Кроме того, родители должны стать положительным примером для ребенка, которому тот будет подражать. Ну и главное – именно на родителей ложится функция поставщиков соответствующих данной методике игрушек.

Метод Монтессори рассчитан на детей от восьми месяцев до шести лет. В ходе программы предполагается развитие моторики, сенсорной памяти и органов чувств. Все занятия проводятся в игровой форме, причем создавать программу для своего малыша следует с учетом его особенностей и умений.

  • Методика Никитиных

Супруги Никитины доказали, что детей нельзя ограничивать в их исследовательском интересе. Они рекомендуют отказаться даже от манежей и колясок, считая их подобием детской тюрьмы. Однако, прежде чем позволить крохе изучать пространство без каких-либо ограничений, это самое пространство следует хорошенько организовать, в первую очередь – обезопасив.

Малыша ни в коем случае нельзя заставлять развиваться – это даст обратный результат. Ему необходимо создать условия для самосовершенствования, чего можно достичь посредством трех главных принципов:

  1. свобода и самостоятельность;
  2. наличие спортивной обстановки (снарядов и тренажеров) и легкой одежды, не сковывающей движений;
  3. неравнодушные к успехам и неудачам ребенка взрослые.

Педагоги Никитины разработали целую серию интеллектуальных игр-головоломок, построенных на принципе «от простого к сложному», которые можно использовать с самого раннего возраста и до бесконечности, ведь совершенству нет предела. Обязательное условие достижения успеха в игре – участие родителей, которые будут озадачивать малыша заданиями. При этом взрослые должны научиться не мешать ребенку самостоятельно думать, принимать решения и претворять задуманное в реальность.

  • Методика Глена Домана

Если верить Глену Доману, то наиболее эффективное развитие ребенка приходится на момент роста головного мозга, то есть всего до семи лет. Чем в это время должны заняться родители? Сохранением и преумножением огромнейшего потенциала новорожденного. В программу раннего обучения входят физическое развитие, умение считать и читать, а также энциклопедические знания. Например, для обучения детей счету используются карточки с изображением точек вместо цифр.

Кроме того, методика раннего развития Домана учит ребенка быстро запоминать не только новые цифры, но и буквы, а также предметы. Все эти знания у детей появляются в результате использования специальных карточек, стимулирующих активность головного мозга, развивающих все виды памяти, в том числе фотографическую и слуховую. Занятия по Доману рекомендуется начинать с полугода. Наиболее эффективными и продуктивными эти занятия будут вплоть до трех лет.

Данные методики не единственные, пользующиеся популярностью. Не менее востребованы методики:

  • Сесиль Лупан
  • Н.А. Зайцева
  • Павла Тюленева
  • Масару Ибука
  • Елены Даниловой
  • и др.

Все эти методики построены на раннем развитии детей. Каждая из них имеет свои особенности, но все их объединяет одно – желание помочь ребенку раскрыть свой потенциал и таланты, которые откроют для него неизведанный мир, полный творчества, веры в себя, уверенности в собственных силах и успехе.

Ссылка на основную публикацию
Сирингомиелия; Нейрохирургия в Москве; Медицинский туризм
Сирингомиелия Все А Б В Г Д И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц...
Синеет носогубный треугольник у грудничка при плаче или купании почему возникает цианоз
Посинение носогубного треугольника у младенца: причины и опасность Содержание Для всех молодых родителей любое изменение в состоянии ребенка – сигнал...
Синекод от кашля в виде капель и сиропа — как принимать, от какого кашля помогает, противопоказания
Синекод при кашле: инструкция и отзывы Синекод – это противокашлевый препарат прямого действия. Не оказывает привыкания при длительном приеме, так...
Сириус, клиника пластической хирургии и косметологии адрес, телефон, официальный сайт, часы работы
Центр эстетической медицины Сириус в Товарищеском переулке Приглашаем в центр эстетической медицины Сириус — место, где хорошо знают ценность естественной...
Adblock detector