Синдром дефицита внимания у детей школьного и дошкольного возраста симптомы

Что такое СДВГ и почему его нельзя вылечить, но можно скорректировать

© unsplash.com

СДВГ часто считают выдуманной болезнью, мол, строже с детьми надо быть – тогда и с поведением будет все в порядке. На самом же деле строгость тут бесполезна – ребенок с СДВГ просто физически не может долго сидеть на месте, сосредоточенно учиться и доводить начатое до конца.

Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом. Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.

Особенности поведения

«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».

Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево. Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.

Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше — читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет. Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».

Выдуманный синдром

Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина. «Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».

Детей с СДВГ все больше

Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».

Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.

Читайте также:  Пилокарпина гидрохлорид инструкция по применению, аналоги, состав, показания

Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».

Лечение

Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина. «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально. В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».

Диагноз на всю жизнь

СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны. Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».

У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».

Спорт в помощь

Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто. «Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Гусева.

Помощь психолога

Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».

Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми. «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».

Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».

Читайте также:  От чего помогает Фестал, как принимать таблетки Фестал или Мезим – что лучше

Что почитать родителям ребенка с СДВГ

Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок»

Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.

Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»

Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.

Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»

Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.

Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Что делать, если у вашего ребёнка cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Если Ваш ребенок постоянно в движении, не может 5 минут посидеть спокойно, вечно что-то бросает, хватает, не реагирует на замечания взрослых, часто не доводит начатое дело до конца, Вы услышите совет обратиться к детскому неврологу. Что делать, если врач поставил Вашему ребенку диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Прежде всего, стоит сказать себе, что Вы не одиноки, столкнувшись с этой проблемой. По данным статистики в мире около 21% детей с СДВГ. В России их около 35%. В США говорят о 30% школьников. У мальчиков это заболевание встречается в 8 раз чаще, чем у девочек. Причины СДВГ не до конца изучены. При СДВГ в мозге вырабатывается недостаточно допамина – вещества, которое управляет процессами торможения, и избыток норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение. Дисбаланс в системах возбуждения и торможения, приводит к тому, что центральная нервная система ослаблена. Она не может обеспечить концентрацию внимания на тот же временной период, который является возрастной нормой для здорового ребенка. Импульсивность и повышенная возбудимость также являются следствием слабости нервной системы.

Нейропсихологическая диагностика (определение уровня развития памяти, внимания, речи, мышления, зрительного и слухового восприятия, предметных движений) поможет составить программу коррекции. Помните, что лечение, начатое в 5-6 .лет эффективнее, чем в 10-11. Для детей младше 4 лет невролог может выявить риски развития заболевания, а дефектолог – научить родителей правильно играть с малышом.

Немаловажно правильное питание, обеспечивающее организм ребенка необходимыми аминокислотами. Нейротрансмиттеры (вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой) должны получать полноценное питание. Именно передача нервных импульсов при СДВГ создает большие проблемы.

В обменных процессах участвуют магний и таурин. Часто их дефицит способствует развитию СДВГ. Необходимо проконсультироваться с врачом о целесообразности приема препаратов магния.

Для детей с СДВГ очень важно соблюдение режима дня. Слабая нервная система нуждается в безопасности, регулярном полноценном отдыхе. Значение сна для гиперактивного ребенка трудно переоценить.

Спокойная доброжелательная атмосфера в доме тоже необходимое условие для преодоления СДВГ. Мультики во время еды, постоянно работающий телевизор или компьютер не дают сосредоточиться на конкретном деле, закрепляют привычку к рассеянному вниманию. Противоречивые указания взрослых, их непоследовательность в воспитании усугубляют проблемы.

Итак, если о диагнозе СДВГ Вы узнали, когда ребенку менее 4 –х лет, Ваши главные помощники врач-невролог и учитель-дефектолог.

Для детей от 4-х лет разработаны методы нейропсихологической коррекции. Часто занятия проходят индивидуально, — не все дети с СДВГ поддаются психо-коррекционному воздействию даже в малой группе. Излишняя импульсивность и возбудимость затрудняют обучение. Это вовсе не означает, что дети с СДВГ обладают низкими интеллектуальными возможностями. Часто случается обратное. Однако стоит иметь в виду: если общими усилиями не удастся компенсировать проявления СДВГ в старшем дошкольном возрасте, родители ребенка и он сам могут столкнуться с большими проблемами в начальной школе.

Дефицит внимания у детей

Серьезные нарушения в психическом развитии ребенка порой сложно отличить от обычного баловства. Кроме того, многие родители категорически не хотят или боятся принять тот факт, что их малыш болен. К сожалению, синдром дефицита внимания, или гиперактивность за последние годы стал очень распространен. И при игнорировании синдрома есть риск достаточно неприятных последствий. Как отличить патологию от педагогической запущенности? Почему появляется дефицит внимания у детей, и каковы его возможные последствия?

Читайте также:  Клебсиелла в кишечнике симптомы, лечение

Характеристика синдрома дефицита внимания

Синдром дефицита внимания у детей или СДВГ – это неврологическое расстройство развития, которое мешает малышу сосредоточиться на чем-либо, контролировать собственные эмоции, вести себя, согласно общепринятым нормам в обществе.

Не смотря на огромные возможности современной медицины, способ лечения СДВГ все еще не найден. Однако, существует большое количество средств коррекции отклонения, благодаря которым можно предупредить развитие осложнений и негативных последствий диагноза. Более, чем у 35% детей расстройство с возрастом проходит само, или же они находят способ к нему адаптироваться. Но для того, чтобы это произошло, очень важно своевременно установить верный диагноз и принять меры по его исправлению.

Специалисты различают три типа СДВГ:

  1. Дефицит внимания. Детям, страдающим им сложно запомнить и усвоить новую информацию, сложно сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности.
  2. Гиперактивность. Этот тип отклонения делает ребенка неусидчивым, склонным к необдуманным поступкам, расторможенным.
  3. Смешанный тип. Сочетает в себе признаки двух других.

Почему появляется дефицит внимания у детей?

Точные причины заболевания до сих пор досконально не изучены, но по результатам многолетних наблюдений удалось установить факторы, которые провоцируют синдром дефицита внимания у детей:

  • Негативный психологический климат в семье, стрессы и чрезмерные нагрузки на нервную систему малыша
  • Особенности нервной системы ребенка
  • Генетическая предрасположенность
  • Применение лекарственных средств матерью во время беременности, алкоголь и наркотические средства, вредные продукты питания
  • Патологии во время беременности
  • Загрязнения окружающей среды, плохая экология
  • Инфекции в раннем возрасте и травмы головы

Диагностика

У ребенка дефицит внимания, что делать? Диагностику СДВГ сильно затрудняет тот факт, что признаки патологии становятся заметны лишь в тот момент, когда она уже оказывает значительное воздействие на нервную систему ребенка, который начинает плохо себя вести и тяжело поддается обучению. Кроме того, многим родителям отклонения в поведении ребенка зачастую кажутся обыкновенным баловством, и они не придают им должного значения.

Синдром дефицита внимания может заметить и диагностировать опытный психолог. Для подтверждения диагноза проводится специально направленное обследование, в ходе которого исключаются заболевания слуха и зрения, поражения головного мозга ребенка. С симптоматикой СДВГ схожи такие причины неусидчивости, как отставание в развитии, отравления токсичными веществами, влияние препаратов. В обследовании на предмет дефицита внимания должны участвовать терапевт, гастроэнтеролог, психолог, педиатр и другие специалисты.

При своевременной правильной диагностике нарушение достаточно легко поддается коррекции в раннем возрасте. Чем взрослее человек, тем могут быть серьезнее последствия патологии.

Признаки и симптомы дефицита внимания

Основные признаки заболевания легко перепутать с множеством других патологий, поэтому родителям стоит быть особенно внимательными, если у ребенка наблюдаются следующие признаки.

Синдром дефицита внимания у детей симптомы:

  1. Гиперактивность. Ребенок бесконечно бегает, прыгает и ерзает. Ему сложно усидеть на месте. Он очень разговорчив и ведет себя шумно.
  2. Импульсивность. Ребенок быстро реагирует на задачу, однако совершенно не следует правилам ее выполнения. Он неспособен предвидеть негативные последствия своих действий. Подобное поведение часто становится причиной травм и отравлений.
  3. Рассеянность. Ребенку сложно сосредоточиться на выполнении задания, он отвлекается на посторонние события и действия. Он не способен правильно организовать собственное время, часто пытается уйти от выполнения заданий, потому что они требую повышенного внимания.

Синдром дефицита внимания у детей школьного возраста.

Чаще всего признаки СДВГ обнаруживаются при подготовке ребенка к школе, когда нагрузка на него резко возрастает и появляется масса занятий, требующих повышенной концентрации. Малышу с подобной патологией сложно спокойно себя вести в обществе, он перебивает собеседника и взрослых, много двигается.

Последствия дефицита внимания у детей

Одно из самых очевидных последствий СДВГ – это сложности в общении с окружающими людьми и в учебе. Люди, наблюдающие за поведением ребенка с подобным синдромом, часто связывают его неусидчивость с плохим воспитанием и капризами. В конечном итоге, человек становится закомплексованным и уходит в себя.

В подростковом возрасте недостаток понимания со стороны окружающих может привести к раннему употреблению алкоголя или курению. Дети с СДВГ более подвержены к ассоциативному поведению, следствием чего могут стать травмы, повышенная жестокость. Возможны психические расстройства.

Дети, страдающие СДВГ часто подвержены различным заболеваниям. В первую очередь, это связано с тем, что их иммунная система ослаблена или не сформирована. Патология может стать косвенной причиной неприятных синдромов. В их числе аллергические реакции, болезни органом зрения и слуха.

Сопутствующие заболевания при СДВГ:

  • Височная эпилепсия
  • Дизграфия
  • Дизартрия
  • Экзема
  • Нервный тик
  • Нейродермит
  • Дислексия и др.

Специалисты медицинского центра «ДиЛУЧ» рекомендуют заботливым взрослым обратиться за консультацией педиатра или психолога при обнаружении отклонений в поведении малыша, и желают крепкого здоровья Вам и Вашим близким!

Санаторно-курортный комплекс «ДиЛуч»
353440, Россия, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Пушкина, 22.
E-mail: info@diluch.org
Тел./факс: (86133) 2-43-52, 2-07-58

Данный интернет-сайт, носит исключительно информационный характер
и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ. Имеются противопоказания.
Необходимо проконсультироваться со специалистом.

Ссылка на основную публикацию
Симптомы острого и хронического бронхита, лечение бронхита у детей и взрослых
Обструктивный бронхит Бронхит состоит в числе наиболее распространенных болезней органов дыхания. Страдают им взрослые и дети. Одна из его форм...
Симптомы гриппа первые признаки и причины заболевания
Грипп 2020: симптомы, лечение, как передается и как отличить от простуды По данным Центра общественного здоровья министерства здравоохранения Украины по...
Симптомы диабетической комы, признаки, последствия, первая помощь
Сахарная кома: последствия, признаки, причины и лечение 18 Июля, 2018 Эндокринология Ирина Халус Сахарный диабет — опасное хроническое заболевание, которое...
Симптомы ПМС и расшифровка, признаки у женщин и девушек
ПМС: что это и как с ним быть Большинство женщин раз в месяц начинают испытывать приступы сильного раздражения, внезапные вспышки...
Adblock detector