Развитие ребенка в возрасте от 3 до 4 лет — полезные советы от VIKILAND

3 года: кризис трех лет

В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

В этом возрасте ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Учите его разными способами разрешать конфликты.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, необходима консультация логопеда, невропатолога и психолога.

Он легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

Тело меняет свои размеры и пропорции, ребенок уже совсем не похож на пухлого младенца. Интенсивно развиваются крупная и мелкая моторика, двигательная активность достигает максимума.

Быстрое развитие мозга ведет к расширению интеллектуальных возможностей ребенка. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному, обогащается речь, развивается память и воображение.

За довольно непродолжительное время абсолютно меняется личность ребенка. Эти изменения затрагивают его характер, основные виды его деятельности и отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Именно в три года формируются основы образа его «Я» и определяется отношение к окружающему миру.

В связи с такой глобальной «перестройкой» внутреннего мира, ребенок довольно часто становится капризным и трудным.

Физиология

По сравнению с более младшим возрастом, особых изменений в рационе и режиме дня нет (если только вы не запишете малыша в садик). Продолжительный ночной сон, один дневной сон, четырехразовое питание. В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

Не забывайте про регулярные медосмотры : с этого момента их можно проходить раз в год, но не реже.

Навыки и умения

Ребенок этого возраста характеризуется крайне высокой потребностью в движении. Трехлетние дети постоянно совершенствуют свои двигательные навыки. На первый план выходит развитие крупной моторики — способности совершать движения, требующие участия всего тела (бег, прыжки, приседания, повороты).

Ребенок трех лет:

♦ Передвигается достаточно плавно и ловко, хорошо сохраняет равновесие.

♦ Легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

♦ Умеет ходить на носочках, стоять на одной ноге.

♦ Уверенно прыгает, в том числе через небольшие препятствия.

♦ Ловит и пинает мяч.

♦ Поднимается и спускается по лестнице, держась за перила и даже без опоры.

♦ Катается на трехколесном велосипеде.

В этот период совершенствуются и мелко-моторные навыки, хотя ребенок все еще испытывает трудности при совершении особо точных движений.

Тем не менее, трехлетний ребенок способен:

♦ Надевать и снимать с себя простую одежду, расстегивать пуговицы и управляться с большими молниями, снимать обувь на липучках.

♦ Правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть и пить.

♦ Держать карандаш указательным и большим пальцем, делать из пластилина шарики и валики, надрезать бумагу ножницами.

♦ Может нарисовать круг, горизонтальные и вертикальные линии, появляются первые человечки.

Таким образом, ребенок становится все более самостоятельным при выполнении повседневных действий.

Как развивается речь

К трем годам речевая активность ребенка многократно возрастает. Словарный запас малыша составляет приблизительно 1000-1500 слов, он использует практически все части речи, говорит предложениями из 3-6 слов и в целом усваивает грамматическую структуру языка.

Как правило, ребенок уже умеет выстраивать диалог: он охотно отвечает на вопросы окружающих, спрашивает сам, в его речи появляются вежливые слова и восклицательные интонации. В этом возрасте он уже может вербально описать свое состояние, рассказывать о своих впечатлениях, поделиться переживаниями.

Вообще, круг общения ребенка к концу третьего года жизни ощутимо расширяется: он много разговаривает как с близкими взрослыми, так и с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Речь ребенка часто сопровождает его самостоятельную деятельность, малыш комментирует свои действия с предметами («бросил мячик») и обращается к игрушкам («кушай, кукла»).

Трехлетка с удовольствием слушает аудиозаписи, сказки и стихи в исполнении взрослого, с легкостью запоминает их и воспроизводит практически дословно. Кроме того, он активно «играет» с языком, экспериментирует с рифмами, придумывает несуществующие слова.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, то необходима консультация специалистов — логопеда, невропатолога, психолога.

Как играет

В этом возрасте резко меняется и тип игровой деятельности ребенка. Раньше игра была похожа на разрозненный набор действий с игрушками. Например, взрослый показывал, как куклу кормить и укладывать спать, ребенок просто повторял за ним. Такие игры сводились к простому манипулированию предметами (малыш грузит кубики в машинку и тут же высыпает).

Теперь же ребенок эмоционально вовлечен в игру, увеличиваются ее продолжительность и вариативность. В игре появляется сюжет, все действия становятся логически связанными и последовательными. Ребенок везет кирпичи на стройку, там возводит дом и заселяет его, разбивает рядом огород и кормит овощами жильцов-новоселов.

Но самое главное – в игре ребенка появляются замещения. Большинство трехлеток без труда «превращают» од­ни предметы в другие и дают им соответствующие на­звания. Ведерко становится шляпой, фломастер – градусником, мячики – яблоками. Появление в игре таких символов свидетельствует о том, что ребенок теперь способен выйти за пределы конкретной ситуации, используя собственное воображение.

Теперь игра – это важнейшая часть жизни ребенка, деятельность, в которой происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Психологические особенности

В возрасте трех лет у ребенка резко возрастает стремление к отделению от взрослого. Малыш все чаще произносит: «Я сам», «Я хочу», «Я не буду», и демонстрирует свою независимость от близких. Этот период называют «кризисом трех лет».

Ребенок действует наперекор любым предложениям взрослого, упрямится и закатывает истерики «на пустом месте». Он стремится все делать наоборот, противится воле старших; отвергает то, что он ежедневно делал раньше. В то же время, о н пытается самостоятельно делать то, к чему объективно еще не готов.

Читайте также:  Порфирины и причины их образования

Далеко не у всех детей кризис проявляется в таких острых негативных формах. Кто-то реагирует не так бурно или совсем недолго по времени. Однако отношения с близкими взрослыми и с самим собой претерпевают существенные изменения в любом случае. Происходит становление собственного «Я» ребенка.

По мере выхода из кризиса ребенок перестает так отчаянно противопоставлять себя взрослому. У него появляется другой способ самоутверждения: теперь он стремится к достижению результата в деятельности, а достигнув желаемого – старается продемонстрировать свои успехи взрослому и получить его одобрение.

Ребенок не просто ставит кубик на кубик – ему важно построить максимально высокую башню и услышать похвалу от родителя: «Какая высокая башня! У тебя отлично получилось!». Теперь ребенок смотрит на себя глазами взрослого, он становится крайне чувствительным к тому, как окружающие оценивают его достижения. Так начинают формироваться чувство собственного достоинства и самоуважение.

Советы родителям трехлетки

«Кризис трех лет» – испытание для всей семьи. Очень важно пройти его «правильно», ведь от того, как складываются детско-родительские отношения в этот период, зависит будущее ребенка.

Единого рецепта, как реагировать на истерики трехлетки, не существует. Главное – дать ему понять, что конфликты можно решать по-разному.

Какие-то вещи родитель запрещает категорически, и ребенку придется с этим смириться. Нельзя убегать от мамы вблизи проезжей части, это опасно для жизни, и способом проявления самостоятельности быть не может. Малыш может яростно протестовать против ограничения своей свободы – кричать и вырываться, однако в вопросах здоровья и безопасности реакция взрослого должно быть однозначной.

Если речь идет о менее серьезных разногласиях, то можно использовать разные тактики поведения.

Иногда следует отвлечь ребенка – разговорами или игрой, устроить соревнование. Например, предложить заупрямившемуся трехлетке сыграть в «кто наденет куртку быстрее». В игровой форме можно собирать игрушки на скорость или чистить зубы вместе с куклой.

Иной раз можно и уступить ребенку, ведь он тоже имеет право на свое мнение и личные предпочтения. Не хочет есть манную кашу? Предложите на выбор гречневую или рисовую. Отказывается лечь спать сейчас же? Почитайте книгу еще пятнадцать минут. Речь не идёт о потакании малейшим капризам, однако иногда стоит пойти навстречу, проявляя уважение к желаниям и потребностям ребенка.

В некоторых ситуациях малышу нужно дать возможность выплеснуть наружу свои эмоции, сбросить напряжение и принять ситуацию такой, какая она есть. Если вы решили не покупать сыну десятую машинку, и он закатил в магазине скандал, то ничего не остается, как переждать бурю. Требования «закрыть рот» и «успокоиться сейчас же» окажут прямо противоположный эффект. Нужно просто побыть рядом, обнять, вытереть слезы. Можно даже ничего не говорить, гораздо важнее – тактильный контакт и внимание.

В таких ситуациях взрослый сам должен сохранять спокойствие и стараться не смотреть на окружающих, ведь чаще всего родители кричат на ребенка, потому что им «стыдно перед людьми».

Когда ребенок выплакался и успокоился, нужно рассказать, как надо себя вести, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Воспитательные беседы будут эффективными, только если они происходят в атмосфере спокойствия и доверия.

Важно! Именно в возрасте трех лет ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Если не гасить каждую конфликтную ситуацию криками и, тем более, шлепками, то ребенок осваивает разные стратегии поведения и учится считаться с волей других людей.

Кризис трех лет рано или поздно закончится, а вот то, чему ребенок научится в результате, останется с ним на долгие годы.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Ребенку 3 — 5 лет. Что зависит от родителей?

Любой родитель хочет быть достаточно хорошим для своих детей. Любому родителю хочется, чтобы ребенок его любил, слушал, слышал, понимал и уважал, как минимум. Однако, каждый ли родитель задумывается, в какой степени он сам транслирует и демонстрирует ребенку собственное уважение к нему, внимание и умение слышать его, понимание его потребностей и желаний. Роль родителя осложняется еще и тем, что ребенок непрерывно растет, меняется и то, что было нужно ему от Вас год назад, уже совсем не актуально. Мы не имеем в виду материальные блага, а скорее говорим о поведении, количестве и качестве внимания, форме и количестве родительской любви и опеки, которые необходимы ребенку для успешного решения своих жизненных задач или «задач возраста», как говорят психологи.

В этой статье хотелось бы осветить задачи развития, которые ребенок решает в период от трех до пяти лет. Считается, что за этот период ребенок впитывает и осваивает больше, чем за все последующие годы. За два года он проходит большой путь в овладении речью, совершенствуется работа его опорно-двигательного аппарата, мелкая моторика. Идет мощная дифференциация клеток коры головного мозга. И несмотря на то, что в этом возрасте ребенок становится более автономным от родителей (начинает ходить в сад, активно заявляет о своей самостоятельности), роль близких взрослых неизмеримо важна в развитии ребенка. Итак, разберем основные моменты, на которые родителям детей от трех до пяти следует особенно обращать внимание.

Развитие речи в этот период особенно важно, поскольку именно она пронизывает все психическое развитие ребенка. Речь выступает как инструмент общения и является условием для развития познавательной деятельности и личности ребенка. Именно с трех лет ребенок начинает интересоваться совместной игрой со сверстниками, и в этом случае речь выступает как механизм социализации. Помимо накопления словарного запаса, тренировки отдельных звуков, обогащения речи глаголами, прилагательными и предлогами, необходимо целенаправленно развивать контекстную (пересказ) и объяснительную речь. Попросите ребенка рассказать Вам, что происходило в мультике, который Вы не успели посмотреть или сказку, которую вы забыли. Старайтесь не оставлять без внимания детские вопросы, объясняйте ребенку те или иные явления, а также просите его объяснять, например, поступки героев мультика или свои действия.

Ближе к трем годам ребенок начинает проявлять свою самостоятельность, стремиться сделать все по своему, готов отделяться от мамы, выражая большой интерес к игре со сверстниками. Не случайно большинство детей начинают ходить в детский сад именно в этом возрасте. Важно помнить, что у них практически нет опыта, как взаимодействовать со сверстниками, как вместе играть и во что. И задача взрослого – помочь ребенку этот опыт приобрести. Старайтесь организовать среду для взаимодействия с друзьями, мягко сопровождайте и учите малыша, как знакомиться, предлагать игры, как играть вместе, делиться игрушками, просить поделиться в ответ, ждать своей очереди. Это очень важные социальные навыки, которые ребенок может приобрести при чутком участии взрослого. Позже, с четырех — ближе к пяти годам, совместная игра детей становится очень разнообразной и все более сложной. Расширяется ролевой репертуар, сюжеты становятся насыщенней. Сложнее становятся и отношения друг с другом: появляются любимые друзья, «недруги», они отмечают положительное и отрицательное поведение сверстников, оценивают других.

Читайте также:  Диагностика и Лечение Рака, Обследование, Анализы на Рак Московская городская онкологическая больниц

Игра становится ведущим типом деятельности – именно в ней происходит познание, развитие, обучение, именно она выступает как мотивирующий фактор. Важно учить ребенка играть – показывать, как действовать с игрушкой, расширять возможности ее применения. Самостоятельная игра ребенка может остаться очень скудной. Появляется сюжетно-ролевая игра, сначала в простых повторяющихся действиях, которые затем все больше насыщаются сюжетами. Помогайте малышу, привносите в игру новые сюжеты – вот машинка проехала круг, кукла попросила ее прокатить, потом она захотела кушать – готовим для нее обед, укладываем спать.

В это время ребенок смело экспериментирует с личностными границами: как много он может требовать от родителей, как далеко заходить в своих желаниях, что ему будет за невыполнение инструкций взрослого. Важно, чтобы границы, нормы и правила были в жизни ребенка, чтобы он знал, что есть взрослые, способные его ограничивать и защищать. Очень важно, чтобы у взрослых были единые, последовательные требования к ребенку, которые должны быть:

  1. Разумными (не стоит настаивать там, где это не принципиально и можно уступить)
  2. Понятны ребенку (необходимо объяснить, почему что-либо делать нельзя — например, сказать, что это опасно, что Вы переживаете за него; и где возможно предложить какую-то альтернативу)
  3. Последовательными (что нельзя сегодня, то нельзя ВСЕГДА, идти на уступки стоит только в исключительных случаях, иначе, уступив один раз, Вам будет легко поддаться на уговоры и во второй);
  4. Едиными для всех членов семьи, вся семья должна придерживаться единого стиля воспитания (не должно быть такого, чтобы, например, мама запрещала дочери что-то, а бабушка, в тайне от нее, позволяла нарушать запрет, балуя внучку).

Однако, необходимо соблюдать баланс и стараться прислушиваться к ребенку, показывать ему, что его потребности и мнение важно для взрослых и они готовы его учитывать. Позволяйте малышу проявлять инициативу, самостоятельность, активность в познании окружающего мира.

Также стоит помнить о личном примере, модели поведения, которую ребенок в этом возрасте копирует абсолютно. Отслеживайте, что Вы делаете, что говорите, с какой интонацией, как общаетесь не только с ребенком, но и с другими членами семьи, друзьями, окружающими. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был вежливым и говорил «волшебные» слова, то и Вы должны обязательно здороваться при встрече, говорить «до свидания» при прощании, не забывать благодарить (и ребенка тоже!) и т.д. Такое же правило касается и каких-то навыков, которым мы хотим ребенка обучить – в первую очередь мы должны сами делать так, как надо всегда, ну или почти всегда! Если Вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, всегда прибирайте свои вещи!

Крупная моторика ребенка в этом возрасте позволяет ему чувствовать себя свободно и уверенно при выполнении различных жизненных «упражнений»: прыгать, бегать, залезать на лестницу и слезать, стоять на одной ноге и т.д. Современные родители зачастую очень увлекаются интеллектуальным развитием ребенка, забывая о развитии общей моторики. Тем не менее, ее вклад в целостное гармоничное развитие ребенка достаточно велик. Благодаря хорошо развитой крупной моторике, ребенок становится ловким, сильным, а как следствие смелым, стремится к достижениям, и просто здоровым. Предоставляйте малышу больше свободы в движении, меньше беспокойтесь, выставляйте разумные ограничения по безопасности. Если есть возможность, поставьте дома спортивный комплекс, вместе с ребенком придумывайте новые интересные упражнения-приключения, ходите гулять на площадки, по возможности посещайте бассейн или танцы.

Мелкая моторика ребенка активно развивается, набирает обороты и творческое мышление (воображение, фантазия, представление). Вместе с малышом можно получать большое удовольствие от рисования различными способами (кисточкой, пальчиками, ватной палочкой, карандашами, мелками и т.д.) и различными материалами (краски, ), лепки из пластилина, воска, глины, делая небольшие поделки из природных материалов, аппликаций. Занимаясь подобными делами, Вы развиваете ребенка сразу в нескольких направлениях: творческое мышление, мелкая моторика, саморегуляция, свобода самовыражения, расширение словарного словаря, укрепляете самооценку, и, что наиболее важно, поддерживаете с ребенком теплые, эмоциональные взаимоотношения.

Как лучше развивать ребенка в 3 года: наши выводы

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня моей дочери исполнилось 3,5 года. Мы также не ходим в детский сад, поэтому я сама занимаюсь с детьми дома. И здесь я поделюсь своим опытом: как развивать ребенка в 3 года? На что обратить внимание в этом возрасте?

Я не смогу дать четкого рецепта — чем именно и сколько нужно заниматься с вашим малышом. К сожалению, таких рецептов не существует. Родители должны пробовать разные варианты, наблюдать за своим чадом, изучать его склонности и находить то, что подходит именно ему.

Читайте также:  Клинический случай успешной трансплантации почки у пациента с вторичным амилоидозом на фоне анкилози

Один из минусов обыкновенного детского сада — в отсутствии индивидуального подхода к ребенку. Это просто невозможно в группе из 15-20 человек. Но если малыш занимается со своей мамой, он может извлечь из этих занятий максимальную пользу.

С чего у нас все начиналось

Когда моей дочери исполнилось 3 года, я подумала: «Нужно обязательно найти для нее подходящие кружки и секции». В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад, и в моем сознании был некий штамп, что я должна чем-то компенсировать отсутствие садика у нашей дочки.

К счастью, мы живем в Москве, и в нашем распоряжении очень-очень много разнообразных занятий. На любой вкус и кошелек.

Мы перепробовали несколько вариантов. Дочке все нравилось. Новые впечатления, новая обстановка, общество ровесников. Но через некоторое время я начала замечать, что моему ребенку идет это только во вред. Что 40 минут занятия для нее — очень большая нагрузка.

Чем бы в группе ни занимались, ей было тяжело держать внимание на преподавателе столько времени. Хоть рукоделие, хоть танцы. Все требует концентрации, нельзя расслабиться, просто побегать или сменить обстановку. И в конце у нас регулярно случались истерики.

Более того, посетив множество занятий, я задумалась, имеет ли все это смысл в 3 года? Да, если ребенок хорошо переносит такие кружки, то почему бы и нет? Но действительно ли карапуз нуждается в развивашках и спортивных секциях?

Нередко у меня складывалось ощущение, что занятия необходимы родителям (чтоб успокоиться насчет развития ребенка) и преподавателям (чтоб заработать себе на хлеб). Для детей же это в лучшем случае — веселое развлечение. И с таким же успехом они бы сходили в детскую комнату торгового центра.

Однако, все дети разные. И здесь вы должны ориентироваться только на своего ребенка. Возможно, ваш малыш действительно нуждается в групповом уроке рисования или в регулярных хороводах. Прошу только об одном: отбросьте идею «ребенка надо активно развивать, иначе вырастит неразвитым» и трезво взгляните на свое чадо.

Есть очень общительные дети. Которым необходима вот такая групповая работа (или, может, нужно просто организовать им больше общения с ровесниками?). Возможно, есть дети, которые уже в 3 года так хотят обучаться танцам (именно обучаться, а не просто скакать!), что их обязательно надо отдать в соответствующую секцию. Что нужно именно вашему малышу?

Занятия дома

Примерно в 3,3 года мы отказались от своих кружков. Сейчас нервная система дочки стала значительно крепче, я уверена, она бы выдержала любое занятие без перевозбуждения. Но мы пока не торопимся никуда возвращаться.
Большинство педагогов, которым я доверяю, говорят, что имеет смысл ходить на спортивные секции и другие занятия не раньше 5 лет. Или даже 7. А в 3-4 года это — пустая трата денег.

Каждая мама сама решит для себя этот вопрос, мы же решили подождать как минимум до 4 лет.

В связи с этим возникает вопрос: чем заниматься с ребенком дома? Изучая эту тему, я пришла к следующим выводам:

  1. Главное, что должно развиваться в 3-4 года — речь. Однако, у здорового ребенка, живущего в обществе, речь развивается сама, без каких-либо усилий с вашей стороны. Как правило, трехлетнее чудо не замолкает ни на минуту.
  2. До 5-7 летнего возраста карапуз развивается в игре. И все, что ему нужно — как можно больше играть. И если вам хочется провести время с ребенком — лучше просто поиграйте.
  3. Если малыш в 5-7 лет не знает ни буквы, ни цифры, ни названия деревьев и не прошел ни одну «развивающую книжку» — не беда. Он прекрасно все это выучит в 5-7 лет. Более того, выучит гораздо быстрее, чем в четырехлетнем возрасте.
  4. До 5 лет ребенок очень нуждается в мамином внимании. А также — в принятии, любви и одобрении. Его еще рано заставлять учиться. Рано требовать каких-то знаний и навыков.
  5. Основа развивающих занятий для дошкольников — обоюдный интерес и удовольствие. То есть, если маме и ребенку нравится изучать буквы — изучайте наздоровье! Но только до тех пор, пока все от этого получают удовольствие.
  6. Ребенка до 5 лет нельзя испортить вниманием и отсутствием трудностей. Поверьте, он еще научится преодолевать препятствия. Работать над собой. Быть терпеливым и ответственным. Но всему свое время. До 5-7 лет большинство детей не готовы к этому.

Что мы делаем?

Я занимаюсь с дочкой каждый день в дневной сон младшего сына. Как правило, мы сидим вместе и читаем книги. Иногда — рисуем или лепим. Иногда — по просьбе дочки изучаем цифры и буквы (без ориентации на результат).

С недавних пор стали заниматься по программе » Школы трехлетки «. Но повторюсь, в этом нет большой необходимости! Лично мне очень нравится эта программа — она исследовательская, необычная, безумно интересная и разнообразная. Возможно, однажды напишу отзыв по ней.

Программа хороша тем, что в ней много идей, интересных трехлетке. Это подается в форме игры, затрагивает все сферы — и речь, и творчество, и ритмы, и исследование мира. Моя дочка с восторгом изучала тени с фонариком в темной комнате, осваивала рисование тушью, проводила эксперименты с театром теней и т.д.

Вы можете попробовать пройти открытое бесплатное занятие школы. Возможно, вам тоже понравится. Возможно — нет. Тут все очень индивидуально, важно найти свой подход.

Но в любом случае, про развитие детей в 3 года важно помнить только одно: малыш нуждается в игре и в общении с мамой. Остальное — второстепенно.

Видео о развитии речи:

Я желаю вам счастья! Поделитесь этой статьей в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. До связи!

Ссылка на основную публикацию
Разбираем распространённые заблуждения о радиации вместе с кандидатом физико-математических наук —
Рентгенологическое исследование желудка Рентгеноскопия – это метод динамического исследования с помощью рентгеновских лучей, позволяет наблюдать за состоянием внутренних органов в...
Пятна на коже с красным ободком — фото, все причины, лечение
Появились пятна на коже с красным ободком — это лишай или грибок? Последнее время участились визиты к доктору по поводу...
Пять возможных причин синяков под глазами; Новости Барановичей, Бреста, Беларуси, Мира
Черные круги под глазами, причины болезни у женщины Довольно часто женщины сталкиваются с неприятной особенностью кожи лица — темными кругами...
Разбор по составу (морфемный) слова «поражение»
Кариес корня зуба Кариес может поражать не только видимую часть коронки. Если он развивается на корне зуба, это опасно его...
Adblock detector