Развитие ребенка по месяцам до года по Комаровскому девочка и мальчик

Когда ребенок начинает ползать

Первые месяцы жизни малыша – удивительное и незабываемое время в жизни всех родителей. Конечно, не обойтись без множества бессонных ночей и забот. Но все тревоги вдруг растворяются, стоит увидеть маленький успех крохи – его первую улыбку, первый шаг, или просто услышать счастливый детский смех.

Многие мамы с нетерпением ждут, когда их чадо научится ходить. При этом умение ползать является не менее важным этапом в развитии ребенка. Для преобразования нервной системы, по мнению невропатологов, даже более значимым. Большие разногласия вызывает такой вопрос – со скольких месяцев дети начинают ползать?

Как ребенок начинает ползать

Новорожденный с самых первых дней своей дней жизни начинает активно изучать окружающий его мир. Постепенно адаптируются органы чувств, появляются первые рефлексы, а благодаря тесному контакту с мамой укрепляется ощущение надежности и комфорта. Спустя несколько недель малыш уже проявляет большой интерес к предметам вокруг. Он пытается дотянуться рукой, и если не получается – начинает искать другие способы приблизиться к цели.

Стоит также отметить, что в этот период развитие движений и ориентации в пространстве тесно связано с постнатальными изменениями позвоночника. Обычно у новорожденных прямой позвоночный столб. Когда малыш в возрасте 2-3 месяцев, лежа на животе, начинает самостоятельно держать голову, в области шеи появляется физиологический изгиб вперед – шейный лордоз. С 6-8 месяцев ребенок уже начинает сидеть, и тогда же формируется грудинный изгиб назад – кифоз. Для умения ползать первые два изгиба играют большую роль, обеспечивая подвижность и амортизацию позвоночника.

Прежде всего, ребенок учится переворачиваться на бок и на живот, лежать с поднятой головкой. Так он замечает предметы вокруг себя. Для стимуляции процесса можно привлечь его внимание яркой игрушкой. Используя ручки и ножки, малыш упирается в пол, отталкивается и немного разворачивает туловище. Со временем он более уверенно двигается в нужную ему сторону. Как раз в этот момент можно ждать начала активных «поползновений».

Виды ползания

В зависимости от возраста и личных предпочтений ребенок выбирает один из трех вариантов ползания:

1. На животе. Самый простой способ, доступный еще с 3-4 месяцев. Так как малыш в основном отталкивается от пола руками, он больше двигается назад. Помимо общеукрепляющего действия, такое ползание также улучшает работу пищеварительной системы.

2. По-пластунски. В этом случае ребенок задействует и ноги, сгибая их в коленках и подтягивая себя вперед. Такое ползанье, характерное также для взрослых, помогает научиться чередовать свои движения и разработать тазобедренные суставы.

3. На четвереньках. Ближе к полугоду уже развивается грудинный кифоз, малыш может сидеть и из этого положения опираться на руки. Сначала он просто покачивается, привыкая удерживать свое тело и балансировать, а затем все более уверенно перебирает ножками и ручками по направлению к цели. С этих пор ребенок активно путешествует по дому, исследует новые места и предметы. Обязательно следите за тем, чтобы ваш малыш мог ползать на четвереньках по полностью безопасной траектории, не рискуя пораниться или что-нибудь разбить.

Польза ползания

Ползание открывает перед ребенком новые горизонты. Лежа в кроватке, находясь на руках у мамы или папы, он может наблюдать, воспринимать окружающий его мир, запоминать лица и разные предметы. А вот как только, перевернувшись на живот, малыш начал ползать, у него появляется масса новых возможностей. Да, поначалу это лишь милое барахтанье, но и оно очень значимо для развития ребенка. Перемещение на четвереньках – важный переходный этап, который следует за сидением и предшествует ходьбе; освоив этот навык, гораздо легче пытаться делать первые шаги.

В целом ползание имеет большую пользу для здоровья и полноценного развития малыша, ведь оно:

  • укрепляет мышечную массу малыша, особенно в области спины и конечностей;
  • способствует правильному формированию позвоночных изгибов (что важно при дальнейшей нагрузке на спину);
  • развивает координацию, умение сохранять равновесие;
  • готовит малыша к вертикальной ходьбе;
  • способствует формированию нервной системы: полушария мозга развиваются равномерно, между ними образуются прочные нейронные связи, своевременно начинает появляться умение говорить.

От чего зависит момент начала ползания

Впервые дети начинают ползать в возрасте 3-5 месяцев. Разброс достаточно большой, так как развитие – процесс строго индивидуальный. Иногда первые попытки могут происходить и гораздо позже. Существует несколько критериев, которые определяют, во сколько начинают ползать малыши:

  • Телосложение: более пухленьким деткам, как правило, сложнее научиться ползать, поэтому они осваивают навык чуть позже.
  • Уровень развития нервной системы: в первые месяцы продолжает активно формироваться головной мозг, улучшаются координация движений и ориентация в пространстве.
  • Развитость опорно-двигательного аппарата: чем крепче мышцы малыша, тем легче ему будет начать ползать.
  • Пол: считается, что, когда начинают ползать мальчики, девочки уже активно осваивают этот процесс; однако данный критерий нельзя считать абсолютно верным.
  • Здоровье: недоношенные малыши закономерно начинают ползать позже, а часто болеющие могут столкнуться с трудностями при первых попытках.
  • Действия родителей: постоянно держа ребенка в кроватке и не перекладывая его на живот рядом с игрушками, родители препятствуют развитию естественного навыка; укрепляющие упражнения и разминки наоборот стимулируют обучение ползанию.

Причины отсутствия навыка

Нельзя сказать точно, во сколько месяцев малыши начинают ползать, ведь для каждого этот момент индивидуален. Если малыш отказывается ползать, возможно, он еще просто не готов. Однако ближе к 8 месяцам навык уже должен быть достаточно развит, в противном случае есть повод сменить тактику обучения или обратиться к педиатру.

Есть несколько факторов, связанных с нежеланием перемещаться ползком:

  • проблемы со здоровьем – слабые мышцы или определенные отклонения в развитии;
  • характер – некоторые малыши от природы не так активны и любознательны;
  • вес – как уже говорилось ранее, полным карапузам сложнее начать передвигаться самостоятельно.

Иногда дело может заключаться в поведении родителей – они редко кладут ребенка на живот, оставляя его в кроватке большую часть времени. Как бы то ни было, проблему отсутствия навыка можно исследовать и решать.

Как помочь ребенку научиться ползать

Нельзя уверенно сказать, во сколько месяцев ребенок начинает ползать. Но если вы видите, что карапуз уже активно совершает первые попытки, и хотите ему помочь, можете воспользоваться несколькими советами опытных педиатров.

Обеспечьте малышу удобное и безопасное место. Можно класть его на вымытый пол, поверх мягкого одеяла или пледа, на кровати ребенка лучше не учить. Убедитесь, что рядом нет маленьких и острых предметов, шнуров, а также штор, за которые можно потянуть. Одежда на малыше должна быть свободная и не раздражающая кожу при движениях.

Стимулируйте малыша, чтобы у него самого возникло желание ползти. Кладите его на живот в окружении интересных предметов; внимание можно привлекать игрушкой, которая звенит или самостоятельно двигается. Не забывайте также разговаривать с ребенком, направлять его голосом или показывать, как ползти.

Лечебный массаж. Безусловно, такую процедуру лучше всего проводит профессионально обученный специалист, который привык работать с детьми, но мама и сама может помассировать малыша дома. Помимо укрепления мышц и костей, что имеет большое значение для умения ползать, массаж полезен для:

  • кровообращения,
  • иммунитета,
  • спокойствия и здорового сна,
  • уменьшения колик и вздутий,
  • профилактики дисплазии и плоскостопия,
  • эмоционального укрепления материнской связи с ребенком.

Перед массажем убедитесь, что у вас чистые руки и аккуратно подстриженные ногти, снимите все украшения. В достаточно теплой комнате подготовьте хорошее место, например столик для пеленания. Начинать делать массаж можно спустя месяц после рождения, уделяя этому не больше 10 минут. Далее время можно увеличивать. Подходящее время – незадолго до кормления или перед сном. Массаж стоит начинать и заканчивать мягкими и осторожными поглаживаниями, переходить на животик лучше только после того, как пупочная рана полностью заживет. Кожу ребенка также можно осторожно растирать для улучшения кровотока.

В первые месяцы не используйте какие-либо средства вроде масел, особенно ароматических, ведь они могут вызвать аллергию или раздражение на нежной коже. Впоследствии можно подобрать специальный крем, который одобрит педиатр, или масло из натуральных компонентов. В аптеке продается немало средств, которые конкретно действуют против воспаления, обезболивают, способствуют хорошему кровообращению и многое другое.

Для разных частей тела малыша существуют собственные рекомендации и упражнения для массажа.

Голова: от затылка к подбородку помассируйте лицо и шею малыша, погладьте нос, уши и кожу между бровями и висками; движения должны быть очень легкими.

Брюшная область: погладьте животик по часовой стрелке, а грудь от центра к бокам.

Руки: вращательными движениями помассируйте обе кисти, потом все пальчики по одному; пройдитесь поглаживаниями по поднятым ручкам от кончиков до плеча.

Ноги: подвигайте ножки врозь и навстречу друг другу, помассируйте пальцы, пяточки и лодыжки, а бедра и голени можно размять с внешней стороны, когда ноги приподняты.

Спина: помассируйте спину лежащего на животе малыша сверху вниз круговыми движениями.

Важно также улыбаться и подбадривать малыша, внимательно подмечать, нравятся ли ему ваши действия или причиняют неудобства.

Укрепляющие упражнения

Малыши, когда начинают ползать, особенно на четвереньках, уже должны иметь достаточно крепкие мышцы и разработанные суставы. Для этого могут помочь специальные упражнения. Выполнять их, как и массаж, нужно в комфортном безопасном месте, не оставляя малыша одного без присмотра. Занятие проводите спокойно, общаясь с ребенком и даря ему вашу положительную энергию.

Вот несколько несложных и полезных упражнений:

1. Если малыш еще не умеет переворачиваться, вложите свой большой палец ему в ладонь, сжимая кисть. Затем направьте тело ребенка на переворот, другой рукой придерживая ногу для поворота таза.

2. «Лягушка» – обхватите ножки лежащего на спине малыша за голени, согните их, как у лягушки, и медленно разогните обратно. Переверните ребенка на живот и дайте попробовать оттолкнуться от ваших рук согнутыми ножками, чтобы он подтянулся вперед.

3. Положите грудничка животом на большой мяч (фитбол) и слегка удерживайте за подмышки. Так он сможет потренироваться напрягать мышцы спины, которые задействованы при ползании. Упражнение также полезно для лечения колик.

4. Возьмите за руки малыша, лежащего на спине, осторожно поднимите вверх и обратно вниз, разведите руки по сторонам и скрестите на груди.

Также полезны упражнения в воде, которые можно выполнять и в ванной, и в бассейне. Например, плавание в разных направлениях, толчки, повороты, ныряние и плескание. Все это укрепит мышцы и кровоток малыша, распрямит конечности и приблизит момент начала ползания. Кроме того, водные процедуры и упражнения полезны для:

  • иммунитета,
  • профилактики простудных и инфекционных заболеваний,
  • правильной осанки,
  • работы органов дыхания,
  • нормального сердечного ритма и артериального давления,
  • крепкого сна.

Дети, когда начинают ползать, по-новому открывают для себя мир. С этого момента маленькие непоседы требуют еще большего внимания и заботы. Но радость, которую они дарят своим родителям – бесценна. И во сколько бы месяцев ваш ребенок не начал ползать на животе или на четвереньках, ему очень нужно ваше присутствие рядом, ваша поддержка и любовь. Ведь мама для малыша – самый важный и родной человек в мире.

Как правильно кормить ребенка: принципы питания Комаровского

А вот как правильно кормить ребенка знают не каждые родители и даже многоопытные бабушки и дедушки не всегда кормят детей качественно, зачастую просто пичкая детей продуктами.

Доктор Комаровский дает свои советы по питанию детей.

  1. Малыши до года должны питаться исключительно грудным молоком. Заменять материнский продукт даже высокоадаптивными смесями необходимо только в исключительных случаях. Евгений Комаровский настаивает: когда речь идет о питании грудничка, то акцент необходимо сделать на питании его матери. Все то, что съедает кормящая женщина, впоследствии оказывается в желудке ее ребенка, а значит именно маме следует контролировать качество и количество съеденного. Нельзя употреблять то, что портит вкусовые качества продуктов, ведь от рациона малыша зависит его развитие.
  2. Чем старше становится ребенок, тем чаще родители жалуются на отсутствие у него аппетита. Последний является реакцией человеческого организма на поступающую в ЖКТ еду и готовность ее переваривать. Аппетит появляется и пропадает в зависимости от “желания” организма восполнить дефицит энергии. Соответственно, ребенок, который мало двигается — не тратит энергию в большом количестве, а значит не хочет кушать. Кормление такого ребенка через силу, а именно используя уговоры, развлечения, просмотры мультфильмов и т.д. — неэффективны. Только тогда, когда ребенок потратит энергию, он будет нуждаться в ее пополнении и сам попросит есть.
  3. Многие родители предпочитают кормить ребенка “по часам”, что совершенно не правильно. Режим питания должен определяться только аппетитом. Понятие “режим питания” было введено тогда, когда ученый Иван Павлов проводил эксперименты над животными и пришел к выводу, что прием пищи в одно и то же время способствует улучшению пищеварения. Сегодня подобное утверждение считается устаревшим. На аппетит и пищеварение влияет в десятки раз большее количество сопутствующих факторов.

  • Нельзя запрещать ребенку есть сладости, надо просто научить его кушать их “разумно”. Изначально стоит помнить, что сладкое дает организму быструю энергию, а также приносит радость. Однако, чрезмерное употребление сладостей чрезмерно нагружает поджелудочную железу, поскольку происходит процесс быстрого расщепления углеводов. Поэтому, ребенок съевший мороженое, плюшки и шоколадки получил энергию, которую для правильного функционирования организма просто необходимо потратить.
  • Не всегда дети “не хотят” есть, бывают случаи, когда они это делать не могут. Отсутствие аппетита может быть связано с заболеваниями органов пищеварения, дыхания, ротовой полости, психосоматическими нарушениями. Стоит измерить ребенку температуру, расспросить не болит ли у него что-то, а может ему просто не подходит консистенция предлагаемого блюда либо за что-то ребенок переживает.
  • Решение избирательного аппетита — чувство голода. Кормить ребенка, потому что “уже пора”, “надо”, “давно не ел” — нецелесообразно. Единственный вариант перетерпеть, подождать пока он проголодается и тогда — съест нелюбимый ранее суп и бабушкину котлету. Чувство голода придет к здоровому ребенку обязательно.
  • Не обязательно кормить ребенка хотя бы раз в день жидкой пищей: супами, борщами, бульонами. В рационе жителей многих стран первые блюда отсутствуют вовсе и дети там прекрасно растут и развиваются. Кроме того, в рекомендациях ВОЗ касающихся питания детей ни слова не говорится о жидких блюдах, как еде первой необходимости. То есть, варить или не варить ребенку суп — личное дело мамы и желание самого ребенка.
  • Болеющие дети едят мало либо совсем отказываются от приема пищи. Все потому, что все силы организма направлены на борьбу с болезнью, а переваривание пищи — дополнительная трата энергии. Чтобы не тратить энергию “зря” организм не требует еды, аппетит снижается. Поэтому во время болезни кормить ребенка нужно тогда, когда он попросит и в тех объемах, которые будут нужны именно маленькому человечку.
  • Напомним также, что ранее мы публиковали материал с советами доктора Комаровского по поводу домашних животных в домах с детьми. Подробнее по ссылке.

    Что умеет делать каждый ребенок в 4 месяца: базовые навыки и основы развития мальчиков и девочек

    После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

    Возраст 4-5 месяцев – период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: что в норме умеет делать ребенок в 5,5 месяцев?). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

    Основные физические навыки малыша

    В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну – от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: 3 месяца ребенку: что он должен уже уметь?). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

    • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
    • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
    • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине – на бок);
    • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
    • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
    • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
    • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

    Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.

    Ведущие социальные проявления

    Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

    • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
    • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: когда новорожденный ребенок начинает смеяться?);
    • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
    • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
    • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
    • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
    • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
    • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

    Когда нужно беспокоиться?

    Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

    • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
    • тому факту, что ребенок не держит голову;
    • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
    • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
    • отсутствию интереса к игрушкам;
    • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
    • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

    Интерес к игрушкам и новым предметом – обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

    Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет – как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

    Основы коррекции физического развития

    Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

    Основы коррекции психологического развития

    Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

    • прогулки;
    • кормление;
    • купание;
    • массаж, который выполняет мама;
    • разговор с ребенком;
    • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

    В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

    Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.

    Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

    Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

    • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами – может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
    • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

    Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

    • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
    • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
    • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

    Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

    И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы “Маленький Леонардо” в своей видео-школе:

    Читайте также:  Мир косметики в Орле Статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Разбираем распространённые заблуждения о радиации вместе с кандидатом физико-математических наук —
    Рентгенологическое исследование желудка Рентгеноскопия – это метод динамического исследования с помощью рентгеновских лучей, позволяет наблюдать за состоянием внутренних органов в...
    Пятна на коже с красным ободком — фото, все причины, лечение
    Появились пятна на коже с красным ободком — это лишай или грибок? Последнее время участились визиты к доктору по поводу...
    Пять возможных причин синяков под глазами; Новости Барановичей, Бреста, Беларуси, Мира
    Черные круги под глазами, причины болезни у женщины Довольно часто женщины сталкиваются с неприятной особенностью кожи лица — темными кругами...
    Разбор по составу (морфемный) слова «поражение»
    Кариес корня зуба Кариес может поражать не только видимую часть коронки. Если он развивается на корне зуба, это опасно его...
    Adblock detector