Расстройства аутистического спектра (РАС)

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

  • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
  • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
  • Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
  • Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
  • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
  • Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Диагностика аутизма у детей

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

  • трудности в социальном взаимодействии;
  • коммуникативные нарушения;
  • повторяющееся, стереотипное поведение.

Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Читайте также:  Скелет человека, подготовка к ЕГЭ по биологии

Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Лечение и коррекция аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Медикаментозное лечение аутизма

Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

  • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
  • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
  • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Учи­ты­вая не­ук­лон­ный рост аутиз­ма во всем ми­ре, со­вре­мен­ным ро­ди­те­лям сле­ду­ет быть пре­дель­но вни­ма­тель­ны­ми к по­ве­де­нию сво­их ма­лень­ких де­тей. Если воз­ник­ли по­до­зре­ния на дет­ский аутизм, нуж­но как мож­но рань­ше об­ра­тить­ся к спе­ци­а­лис­там и про­вес­ти не­об­хо­ди­мые тес­ти­ро­ва­ния и ла­бо­ра­тор­ные ис­сле­до­ва­ния.

Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Анагиз Аминова
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

студентка 4курса,группа 6454ППО направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,профиль: «Педагогика и психология инклюзивного образования»

Аминова Анагиз Камалутдиновна

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Характеристика ребенка с РАС.

Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям.Выделяют следующие речевые нарушения:

— нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;

— Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;

— Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.

Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения. В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.

Читайте также:  Гимнастика при рефлюкс-эзофагите - основные упражнения ЛФК

Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции — избегание контактов.

Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него — «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. u1069 Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям,таким как: бег по кругу, раскачивание и т. д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего — либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все — таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.

Можно выделить основные причины возникновения РДА:

— это могут быть врожденные патологии нервной системы;

— ранние психические травмы;

— неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

— недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)

Диагностика раннего детского аутизмабазируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.

Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.

Степень нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, но у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций.

Аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детейотличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны,чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач.С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д., речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия, сенсорных (самораздражние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).

Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны.Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер.Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и дифференцированного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Консультация «Аутизм. 2 апреля день аутизма» 2 апреля- Всемирный день распространения информации об аутизме. С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем.

Характеристика на воспитанницу детского сада Характеристика на Машу. К Длительность посещения образовательного учреждения Детский сад девочка посещает с сентября текущего года, в возрасте.

Характеристика на воспитанника детского сада. Характеристика воспитанника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Карабашского детского сада общеразвивающего.

Характеристика на воспитанника детского сада Педагогическая характеристика на воспитанника Иванову Алису Федоровну МБДОУ №5 «Солнышко» Ф. И. О. ребенка Иванова Алиса Федоровна Дата.

Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация по зависимости её характеристик от особенностей деятельности.

Консультация для родителей «Знакомство детей с разными видами этикета» Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в обществе при определнных обстоятельствах (какими формулами вежливости.

Презентация проекта «Классификация детского экспериментирования» Достоинства метода экспериментирования: способствует формированию интегративных качеств:любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР: -ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой.

Синдром раннего детского аутизма. Его особенности Ранний детский аутизм – это психопатический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.

345-games.ru

Развивающие игры для детей 3-4, 5-7 лет

Аутизм — виды, симптомы и причины

Термин “Аутизм” впервые употребил Эмиль Блейелер в 1928 году для характеристики особого вида мышления, которым управляет эмоциональная сфера психики. Проблемой детского аутизма по-настоящему заинтересовались в 1943 году после выхода в свет работы Лео Каннера “Аутистические нарушения аффективного контакта”. Несмотря на распространённость нарушения (1:10000) и на огромное количество публикаций, учёные так и не нашли ответы на многие вопросы, касающиеся аутизма.

Итак, под аутизмом понимается расстройство эмоционально-волевой и личностной сферы, которое проявляется в полной отгороженности от мира, расстройстве коммуникации, погружённости в свой собственный мир и трудностях социальной адаптации. Развитие малыша идёт по типу ассинхронии (какие-то сферы психики развиваются очень медленно и отстают от возрастной нормы, а каике-то сферы опережают показатели возрастной нормы).

Читайте также:  Питание для улучшения памяти
Причины аутизма

Не до конца ясны причины возникновения аутизма. Одни учёные связывают расстройство с поражением ЦНС в пренатальном, натальном и постанатальном периоде, другие считают заболевание генетически обусловленным, третьи находят причину в неправильном воспитании (родительская холодность, слишком рациональный подход к воспитанию и т.д.). Многие учёные сошлись на мнении, что в ДНК может существовать особый генный комплекс, который отвечает лишь за предрасположенность к развитию аутизма. А уж будет ли ребёнок аутистом, зависит от действия неблагоприятных факторов (неправильное воспитание, тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы мозга и т.п.).

Виды аутизма

В 70-х гг. 20 века Лебединская К.С., Никольская О.С. предложили свою классификацию аутизма, разделив его на 4 группы.

Первая группа – это аутизм как “полная отрешённость от происходящего”. Ребёнок абсолютно мутичен, редкое гуление или лепет носят механический характер и используются как аутостимуляция. Дети предпочитает не иметь с миром никаких контактов, в игровой деятельности нет целенаправленного поведения. Ребёнок моторно ловок, гибок, иногда в поведении присутствует самоагрессия. Прогноз развития аутистов первой группы крайне из неблагоприятный.

Вторая группа характеризует аутизм как “активное отвержение”. Дети второй группы более активны, чем дети первой группы, но они избирательны во всём: любят, когда вещи лежат на одном и том же месте, избирательны в еде (например, едят всё длинное, но не притронутся к короткому), ходят по одному и тому же маршруту. Для них характерно ритуальное поведение (например, прежде чем выпить чай, ребёнок стучит ложкой по столу). Это ритуальное поведение абсолютно нелогично и неадекватно. При попытке взрослых что-то изменить, дети становятся агрессивными, устраивают истерики. Моторика нарушена, слабокоординирована. Дети говорящие, но усваивают речь стереотипно, о себе говорят во втором или третьем лице, любят читать стихи, используют выражения из сказок, цитаты. Со временем у таких детей формируются узкие жизненные стереотипы, мешающие им приспосабливаться к жизненной ситуации. При должном обучении такие дети могут учиться в массовой школе.

Третья группа – аутизм как “захваченность своими аутистическими фантазиями”. Дети упрямы, конфликтны, они имеют свои интересы, на которых полностью зациклены (например, машины или динозавры). Дети идут на контакт и словоохотливы, но в разговоре они абсолютно не обращают внимание на собеседника, не задают ему вопросы, не смотрят в глаза и, как правило, тема разговора сводится к увлечению ребёнка. При этом, малыш может фантазировать, врать собеседнику о ситуациях, которые с ним не случались. Зачем? Фантазирование – это своего рода защита от мира, с которым ребёнок не может установить достаточный контакт, а речь – один из способов аутостимуляции. Ребёнок моторно неловок, его мышление абстрактно, оторвано от реальности. Такой малыш может легко играть в шахматы, но ему трудно справиться сбытовой ситуацией. Прогноз развития третьей группы детей с аутизмом один из самых благоприятных. Такие дети учатся в массовой школе, но им трудно приспосабливаться к жизни.

Четвёртая группа – аутизм как “чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия”. Дети этой группы не ищут общения и при малейших препятствиях стараются от него уйти (например, насмешка, шутка, агрессия). Они моторно скованны, неловки, редко смотрят в глаза, на лице присутствует испуг, речь затухающая, маловыразительная, аграмматичная. Эти дети очень ранимы и чувствительны к реакциям человека. Они привязаны к тем, кто относится к ним тепло и положительно отзывается о них. Для таких детей подобные люди – это гарант безопасности.

Симптомы аутизма

Как видно, существуют разные формы аутизма, но независимо от этого, аутизм как заболевание имеет свою симптоматику, по которой его можно распознать:

    Трудность в установлении коммуникации
    — отсутствие комплекса оживления, реакция на улыбку, смех;
    — нарушенна реакция на появление и уход матери;
    — неадекватная реакция на детей (страх, негативизм, агрессия, игнорирование);
    — неумение почувствовать состояние другого человека;
    — изменённое отношение к словесному общению (отсутствие отклика на имя,
    псевдоглухота);
    — изменённое отношение к физическому контакту (непереносимость или переносимость
    в малых дозах);
    — не подаёт сигналы при чувстве голода, жажды, мокрых пелёнках.

Наличие страхов
— сверхценные (страх одиночества, высоты);
— связанные с гиперчувствительностью (яркого света, тёмных цветов в одежде, дождя);
— бредоподобные (страх привидений, боязнь своей тени).

Приверженность к деталям, последовательности, идентичности. Реакция на смену обстановки неадекватна.

Чувство самосохранения снижено.

Стереотипы

— двигательные (раскачивание из стороны в сторону);
— сенсорные (включение и выключение света);
— вкусовые (сосание чего-либо);
— проприоцептивные (выгибание мостиком);
— речевые (эхолалии, повторение одних и тех же цитат, стихотворений, звуков).

Нарушение в умственной деятельности
— различные формы умственной отсталости;
— задержка психического развития;
— сохранный интеллект, но развивается парциально.

Нарушение игры
— преобладает игра неигровыми предметами;
— отсутствует произвольность в игре;
— без обучения игра остаётся на уровне манипуляций;
— предпочитают игры в одиночку;
— присутствуют игровые монологи.

Особенности в развитии аффективной сферы
— гипервозбудимость;
— расторможенность;
— агрессивность;
— немотивированные колебания настроения;
— невыраженность эмоциональных реакций.

Нарушение речи
— расстройство коммуникативной функции речи (ребёнок не использует речь для
общения);
— гуление запаздывает, лепет либо отсутствует, либо слабо выражен. Многие дети
начинают говорить сразу фразами;
— нарушения произношения разнообразны: от “чистой” речи до тяжёлых расстройств в
произношении;
— эхолалии;
— мутизм;
— речь скандированная, штамповая, редко используются личные местоимения, часто в
речи присутствуют заученные цитаты, научные обороты, употребляемые
неосмысленно;
— страдают темп, ритм, мелодика речи;
— отсроченные ответы на вопросы;
— автономность речи (отсутствие реакции на говорящего).

  • Раннее появление указанных выше расстройств (до 2, 5 – 3 лет).
  • От аутистов следует отличать детей с аутистическими чертами характера. В чём разница? В симптоматике аутизма встречаются все вышеперечисленные 10 признаков. Поэтому если ваш ребёнок неразговорчив, с трудом адаптируется к новому коллективу, боится всего нового, то это ещё не значит, что он аутист.
    Аутистические черты характера обычно сопутствуют какому-либо нарушению: ДЦП, умственная отсталость, нарушения зрения и слуха, тяжёлые нарушения речи, невропатия, акцентуации характера. Это происходит из-за отсутствия коррекционной помощи или из-за её несвоевременности, когда основной дефект мешает ребёнку адаптироваться в обществе, изолирует его от социума, и ребёнок чувствует себя лишним, ненужным, предпочитая ни с кем не общаться и уйти в собственный мир переживаний. Сами по себе аутистические черты возникают в случае педагогической запущенности, жестокого обращения с ребёнком.
    При своевременном обращении к психологу, логопеду, невропатологу и психиатру аутистические черты характера легко устранимы. А вот с аутистами всё сложнее. Дело в том, что в нашей стране не существует разработанной системы помощи таким детям. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) для них созданы частные реабилитационные центры, где оказывают медикаментозную помощь, проводят холдинг терапию, семейную психотерапию. А вот в провинциальных городах таких центров мало. Они очень маленькие и существуют в основном за счёт спонсорской помощи. К тому же недостаточно разработана система интеграции аутистов в массовую школу. Зачастую нормально развивающиеся дети просто не готовы принять аутистов в свой коллектив, а школьный персонал просто не знает, как с ними заниматься. Это особенные дети, и каждый ребёнок-аутист требует внимательного, трепетного отношения. Индивидуальные занятия с аутистом нужно не просто провести, а прожить. Ведь наглядный материал для занятия должен быть подобран с опорой на интересы, увлечения ребёнка, а также включать в себя эпизоды из его жизни. В процессе занятия педагог должен быть “вместе” с ребёнком, а не “над” ним. Важно чувствовать малыша, улавливать его настроение, эмоции, подключаться к любой деятельности, в которой он проявляет произвольность. У большинства учителей массовых школ не хватает на это ни времени, ни терпения. Поэтому обычно такие дети находятся на домашнем обучении, что изолирует их от общения со сверстниками и в какой-то степени тормозит развитие.

    Ссылка на основную публикацию
    Рак шейки матки, биопсия шейки матки лечение, симптомы, диагностика, признаки – клиника ЛИСОД в Киев
    Рак шейки матки Излечиться от рака, выздороветь и родить ребенка – еще недавно это казалось невероятным. Но то, что вчера...
    Рак кишечника 4 стадии сколько живут с метастазами, прогноз выживаемости после операции 1
    Сколько лет живут пациенты при онкологии толстой кишки Прогнозы жизни при онкологии кишечника индивидуальны, но, в то же время, связаны...
    Рак кожи, лечение, симптомы — израильская онкологическая клиника ЛІСОД в Киеве, Украине
    Первые признаки рака кожи – основные симптомы Доброго времени суток, дорогие читатели блога Алексея Шевченко «Здоровый образ жизни». Любые типы...
    Рак языка — лечение, симптомы и диагностика онкологическая клиника ЛИСОД в Киеве, Украине
    Рак языка Мнение врача Главный врач TomoClinic и клинический онколог Степан Крулько так высказался об этом виде онкологии: «Заболевание встречается...
    Adblock detector