Когнитивные нарушения лечение расстройства

Умеренные когнитивные расстройства

Умеренными когнитивными расстройствами называют нарушения в когнитивной сфере, которые выходят за пределы возрастной нормы, хотя не достигают при этом тяжелой степени – деменции . Такие расстройства отмечаются у 11–17% пожилых людей. Умеренные когнитивные расстройства занимают промежуточное положение между нормальным старением и выраженной деменцией.

— ухудшением памяти, внимания или способности к обучению, подтверждаемым при объективном исследовании (нарушения отмечает сам пациент или его близкие);

— сохранением полной самостоятельности в повседнев­ной жизни – перечисленные нарушения не приводят к каким–либо ограничениям (это главное отличие умеренных когнитивных расстройств от деменции);
— появлением жалоб на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы;
— снижением по сравнению со среднестатистической возрастной нормой результатов нейропсихологических тестов (краткая шкала оценки психического статуса – MMSE, тест рисования часов) ;
— отсутствием делирия и деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса – не менее 24 баллов);
— органическими изменениями (сопряжены с заболеваниями мозга, сердечно–сосудистой системы, других органов).

У большинства больных с умеренными когнитивными расстройствами выявляется нарушение нескольких когнитивных функций (мышление, внимание, речь), но ведущим выступает ослабление памяти (у 85% пациентов) .

Специалисты называют умеренные когнитивные расстройства не болезнью, а синдромом. Это значит, что их внешние проявления могут вызываться разными причинами или их комбинацией (возрастные изменения, гибель нейронов, сосудистые расстройства, нарушения обмена веществ). Поэтому при появлении синдрома умеренных когнитивных расстройств необходимо пройти тщательное клиническое, лабораторное и инструментальное обследование с целью выявления возможной причины нарушений.

Примерно у половины пациентов с жалобами на снижение памяти применение медицинских тестов не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения настроения, включая депрессию. Нередко когнитивный дефицит вызывается эндокринными заболеваниями (сахарный диабет, гипотиреоз), сердечной или дыхательной недостаточностью, некоторыми системными или инфекционными заболеваниями . Разумеется, в этом случае лечение должно быть направлено не на сами когнитивные расстройства, а на устранении этих факторов. Кроме того, важно исключить связь умеренных когнитивных расстройств с побочным действием лекарств (к таким в первую очередь относятся седативные и холинолитические препараты) и при обнаружении такой связи решать вопрос о возможности их отмены или замены.

Наиболее масштабное из отечественных исследований умеренных когнитивных расстройств было организовано кафедрой нервных болезней Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова. Оно проводилось в 30 регионах Российской Федерации силами 132 неврологов и охватило более трех тысяч больных (в каждом участвующем центре оценивались 25 впервые обратившихся пациентов старше 60 лет). Исследование включало два этапа: на первом пациенты сами оценивали состояние собственной памяти, на втором (при наличии жалоб) проводилось стандартное нейропсихологическое тестирование (шкала MMSE и тест рисования часов).

Читайте также:  Фосфолипиды, Глицерофосфолипиды - БИОХИМИЯ

Было установлено, что среди лиц старше 60 лет субъективные жалобы на расстройства памяти и умственную утомляемость встречаются у 83% пациентов (для лиц старше 80 лет эта цифра составляет 90%). Объективное подтверждение (результаты тестов) когнитивные нарушения разной степени выраженности получают у 69% пациентов.

По тяжести выявленных когнитивных расстройств обследованные разделились следующим образом:

— умеренные и легкие когнитивные расстройства – 44%,

— субъективные жалобы при нормальном выполнении нейропсихологических тестов – 14%,
— отсутствие каких–либо расстройств в когнитивной сфере – 17%.

У каждого третьего пациента умеренные когнитивные нарушения остаются стабильными в течение весьма длительного времени, а иногда даже ослабевают. Однако гораздо чаще синдром умеренных когнитивных расстройств прогрессирует. До 15% случаев умеренных когнитивных расстройств в течение одного года трансформируются в деменцию, а за пять лет деменция развивается у 60% пациентов .

По этой причине необходимо динамическое наблюдение за каждым пациентом и повторные клинико–психологические исследования.

Главный вопрос пациентов и их родственников: «Можно ли среди людей с умеренными когнитивными расстройствами определить тех, у кого с наибольшей вероятностью будет развиваться деменция?» Сегодня это стало принципиально возможным благодаря появлению особого метода нейровизуализации – позитронной эмиссионной томографии (см. главу 2) с использованием специальных трейсеров. Однако для ее проведения требуется весьма дорогостоящее оборудование, что препятствует ее широкому использованию в повседневной практике.

4 основных типа синдрома умеренных когнитивных расстройств:

  1. Монофункциональный амнестический тип — изолированное нарушение памяти при сохранении остальных функций (обычно рассматривается как начальное проявление деменции альцгеймеровского типа).
  2. Полифункциональный тип с наличием нарушений памяти — нарушение нескольких когнитивных функций, включая память (высокая вероятность постепенной трансформации в болезнь Альцгеймера).
  3. Полифункциональный тип без нарушений памяти — затрагивает несколько когнитивных функций без нарушений памяти (сопутствует сосудистым поражениям головного мозга, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона).
  4. Монофункциональный неамнестический тип — нарушение одной когнитивной функции: мышления, речи, ориентировки или др. Нарушения речи могут быть связаны с начальным этапом первичной прогрессирующей афазии, нарушения праксиса — кортико–базальной дегенерации, зрительного гнозиса — задней корковой атрофии, зрительно–пространственных функций — деменции с тельцами Леви.

Воронежская областная
клиническая

Бюджетное учреждение здравоохранения

  • Информация о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи
  • Контакты контролирующих организаций
  • Сестринская служба
    • О сестринской службе
    • Повышаем квалификацию
    • Аттестация
      • Перечень необходимых документов
  • Телемедицина
  • Стажировка и обучение
  • Вакансии
  • Выездная работа специалистов
    • ПЛАН-ГРАФИК выездов специалистов БУЗ ВО ВОКБ №1 в районы области
  • Публикации
    • СБОРНИК ПУБЛИКАЦИЙ БУЗ ВО ВОКБ №1
    • Методические письма за 2017 год
    • Нодулярный теносиновит пальцев кисти Методические рекомендации для хирургов, ортопедов-травматологов и слушателей ИДПО
    • Автоматизация и стандартизация окраски мазков крови в практической деятельности клинико-диагностических лабораторий
    • Алгоритмы ведения отдельных критических состояний в неонатальном периоде
    • Апластическая анемия
    • Применение физических методов в терапии гипертензионного синдрома при хроническом гломерулонефрите и хроническом пиелонефрите
    • Рекомендации по диагностике и лечению вирусных инфекций, протекающих с поражением дыхательных путей
    • Выпотные жидкости: получение и обработка материала для цитологического исследования
    • Идиопатические интерстициальные пневмонии (ИИП) Для врачей пульмонологов, терапевтов, ВОП
    • Исследование крови на стерильность на современном этапе
    • АЛГОРИТМ ПРЕНАТАЛЬНОГО СКРИНИНГА 1 ТРИМЕСТРА БЕРЕМЕННОСТИ НА ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ПЛОДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
    • КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АБСЦЕССОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ВНУТРИЧЕРЕПНЫХ ЭПИДУРАЛЬНЫХ И СУБДУРАЛЬНЫХ ЭМПИЕМ
    • Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях. (методические рекомендации)
    • МИОМЭКТОМИЯ И СОХРАНЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ (предоперационная подготовка и послеоперационная реабилитация)
    • Малоинвазивные методы лечения мочекаменной болезни
    • МАСТОПАТИЯ
    • УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА С ЭЛАСТОГРАФИЕЙ В ДИАГНОСТИКЕ ПАТОЛОГИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ.
  • Полезные ресурсы
  • Образовательные онлайн-мероприятия
  • ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ
  • ЗАДАТЬ ВОПРОС
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • Главная
  • Специалистам
  • Публикации
Читайте также:  Можно ли макароны при сахарном диабете (диабетикам) 1 и 2 типа

Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях. (методические рекомендации)

Департамент здравоохранения Воронежской области

БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1»

Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях.

(методические рекомендации)

Зав.неврологическим отделением ОКП БУЗ ВО ВОКБ №1 Т.Л.Есина

Врач невролог ОКП БУЗ ВО ВОКБ №1 А.Н.Шаршова

Воронеж 2015

Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях.

Определение когнитивных функций.

Под КФ понимают наиболее сложные функции головного мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Данный процесс включает четыре основных компонента:

1) Восприятие информации

2)Обработка и анализ информации

3)запоминание и хранение информации

4) обмен информацией , построение и осуществление программы действий.

С каждым этапом познавательной деятельности связана определённая КФ:

— Восприятие (гнозиз)- способность к распознаванию информации, поступающей из органов чувств ( у человека 5 органов чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

-Память – способность запечатлевать ,сохранять, и многократно воспроизводить полученную в течение жизни информацию.

-Праксис — способность приобретать, сохранять и использовать различные двигательные навыки.

-Речь – способность к вербальной (словесной) коммуникации (общению) ,которая включает в себя понимание обращённой речи, построение собственного речевого высказывания, чтение письмо.

Управляющие функции — способность управлять своей познавательной деятельностью и поведением, в том числе самостоятельно ставить перед собой ту или иную задачу и контролировать её выполнение.

В качестве самостоятельной высшей психической функции выделяют так же интеллект (мышление) – способность к анализу информации , выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, а также способность к вынесению суждений и логических умозаключений.

Развиваются КФ сразу после рождения человека под воздействием окружающего социума, поэтому семья , родители , учителя , могут значимо повлиять на формирование или недоразвитие важных способностей, всегда индивидуальных для каждого человека. КФ не передаются по наследству.

Нарушения когнитивных функций.

Когнитивные нарушения — это ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких из следующих когнитивных функций: памяти, праксиса, гнозиса , речи , мышления или управляющих функций.В основе современной классификации КН лежит, прежде всего, степень их выраженности. Все когнитивные расстройства делятся на лёгкие, средней тяжести и тяжелые.

Лёгкие когнитивные нарушения. (ЛКН).

При ЛКН страдают такие характеристики когнитивных процессов как скорость обработки информации, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативная память. При ЛКН впервые появляются жалобы на снижение работоспособности, появление рассеянности, снижение концентрации внимания. Память ухудшается преимущественно на текущие события , профессиональная память при этом не страдает. В большинстве случаев, ЛКН имеют обратимый характер и, при назначении своевременной адекватной терапии, оптимизации образа жизни и трудовой деятельности , они проходят, но при игнорировании данных нарушений, они могут прогрессировать.

Умеренные когнитивные нарушения. (УКН)

УКН имеют различную природу своего возникновения и не связаны с возрастными изменениями головного мозга. Нарушения при УКН, которые весьма явно выходят за рамки возрастной нормы,при этом не ограничивают самостоятельность и независимость человека,то есть не вызывают дезадаптации в повседневной жизни. Современные диагностические критерии УКН заключаются в следующем:

1). КН по словам пациента или его родственников.

2) Нейропсихологическое подтверждение КН (тестирование).

3) Ухудшение когнитивных способностей по сравнению с недавним прошлым (явное ухудшение, о котором говорят и пациент и родственники и тесты ).

4) Отсутствие выраженных нарушений повседневной активности.

Читайте также:  Пресбиопия, или возрастная дальнозоркость – что это такое, методы диагностики, лечение

5) Отсутствие деменции.

Умеренные КН имеют различную природу своего возникновения и не связаны с возрастными изменениями головного мозга.

Тяжелые когнитивные нарушения.

Деменция (слабоумие) означает наиболее серьезные изменения, которые приводят к возникновению дезадаптации в повседневной жизни. Деменция – это синдром, при котором происходит деградация памяти,мышления, поведения, понимания речи и способности ориентироваться в месте ,времени и собственной личности, а так же выполнять простые ежедневные действия.При деменции человек нуждается в постоянной посторонней помощи и уходе. Это серьезная социальная трудность. Чаще всего, деменция развивается медленно,являясь исходом достаточно длительного (обычно многолетнего ) прогрессирования менее тяжелых когнитивных нарушений.Искючение составляет деменция в результате инсульта «стратегической» для когнитивой деятельности локализации.Инсульт в этих случаях носит характер «последней капли», которая декомпенсирует уже имеющиеся нарушения

Причины развития когнитивных нарушений.

Всего существует несколько десятков болезней и состояний,в рамках которых развиваются когнитивные расстройства. К таким болезням относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматические, неврологические и психиатрические расстройства. Основные причины когнитивных нарушений:

1)Нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, Паркинсона, хорея Гентинктона,другие дегенеративные заболевания.

2) Сосудистые заболевания головного мозга ( инсульты ишемические , геморрагические ,хроническая ишемия мозга).

3) Смешанные ( сосудисто- дегенеративные) когнитивные нарушения.

4) Дисметаболические энцефалопатии.

5) Нейроинфекции и демиелизирующие заболевания.

Когнитивно мнестические нарушения что это такое

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МНЕСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Лечение расстройств интеллекта, ослабления памяти и концентрации внимания и других когнитивных нарушений основано на применении препаратов ноотропного ряда. В рамках этого алгоритма мы рассмотрим те ЛС, которые наиболее часто назначаются врачами, разрешены к безрецептурному отпуску и представляются наиболее перспективными с клинической точки зрения. утилизацию глюкозы, облегчает холинергическую передачу, а также улучшает кровообращение в головном мозге (ГМ). Он повышает интегративиую деятельность ГМ, способствует консолидации памяти, облегчает процесс обучения. Изменяя скорость распространения возбуждения в головном мозге, улучшая микроциркуляцию, подавляя агрегацию активированных тромбоцитов, пирацетам в то же время не оказывает сосудорасширяющего действия. Препарат проявляет защитное действие при повреждениях головного мозга, вызываемых гипоксией, интоксикацией, улучшает связи между полушариями головного мозга и синаптическую проводимость в неокортикальных структурах, улучшает мозговой кровоток. Практически не обладает седативным и психостимулирующим влиянием. Одна из особенностей Ноотропила состоит в том, что он обладает наибольшим числом лекарственных форм (ЛФ) среди всех ноотропов — капсулы, таблетки, оральный раствор, инъекции. Он легко проходит через ГЭБ и накапливается в мозговой ткани; биодоступность (БД) пирацетама составляет 95%, период полувыведения (Т ) из головного мозга — 7,7 ч. Добавим, что помимо «чистого» пирацетама на фармрынке в настоящее время представлены препараты, в которых это ЛС сочетается с такими известными церебровазодилататорами, как винпоцетин (Винпотропил) и циннаризин (Фезам). Как правило, их применение преследует целью дополнительное улучшение перфузии ГМ в условиях нарушенного кровообращения. Родственным Ноотропилу по химической структуре является препарат более поздстроение. Он позитивно влияет на метаболизм и кровообращение мозга, улучшает регионарный кровоток в ишемизирован-ных участках мозга, стимулирует окислительно-восстановительные процессы, повышает энергетический потенциал организма за счет лучшей утилизации глюкозы. Обладает определенным психостимулирующим действием, которое преобладает в идеаторной сфере (фантазии, рефлексия). Адаптогенное действие Фенотропила проявляется повышением устойчивости организма к психическим стрессовым влияниям. ЛС легко проникает через ГЭБ, обладает абсолютной БД — 100%. T1/2— 3,5 ч. Большое внимание ученых привлечено сегодня к препаратам, усиливающим холинергические процессы, т.к. именно дефицитом холинергической передачи в головном мозге во многом обусловлена болезнь Альцгеймера. Ипидакрин (Аксамон) обратимо ингибирует холинэстеразу, препятствует ферментативному

Издание: Российские аптеки
Год издания: 2009
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2009.-N 9-10.-С.24-27. Библ. 0 назв.
Просмотров: 5722

Ссылка на основную публикацию
Когда ребенок начинает осознанно улыбаться в ответ маме
Во сколько ребенок начинает улыбаться Сегодня у нас с вами очередная статья из разряда «Что и когда должен уметь мой...
Когда назначается Но-шпа детям (инструкция по применению)
Инструкция по применению Но-шпы в ампулах Этот венгерский спазмолитик хорошо известен ещё с советских времён как чрезвычайно действенное средство для...
Когда начинает биться сердце у плода
Когда начинает биться сердце у плода? Развитие вашего малыша во время беременности, от момента слияния мужской и женской половых клеток...
Когда ребёнок начинает переворачиваться и как ему помочь — Лайфхакер
Двигательное развитие ребенка Конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки. С рождения до достижения ребёнком одного года происходит интенсивное двигательное развитие....
Adblock detector