Гнозис это в неврологии 1

4.3. ГНОЗИС И ЕГО НАРУШЕНИЯ — Клиника лечения боли — Pain Clinic

4.3. ГНОЗИС И ЕГО НАРУШЕНИЯ

Гнозис (греч. gnosis – познавание, знание) – способность познавать, узнавать предметы, явления, их смысл и символическое значение по чувственным восприятиям.

Агнозия – нарушение узнавания при сохранности элементарных ощущений и интеллекта.

Первичные агнозии развиваются при поражении вторичных корковых зон соответствующего сенсорного анализатора, характеризуются высокой модальной специфичностью.

Виды агнозий

1. Агнозии внешнего пространства:

1.1. Зрительная агнозия;

1.2. Слуховая агнозия;

1.3. Тактильная агнозия;

1.4. Обонятельная агнозия.

2. Агнозии внутреннего пространства:

Зрительная агнозия

Для зрительной агнозии характерно, что элементарные зрительные функции остаются сохранными, пациенты имеют хорошую остроту зрения, цветоощущение, нормальные поля зрения.

1. Предметная агнозия – нарушено узнавание хорошо знакомых предметов. Пациенты описывают части предметов, их признаки, но не называют их. Особенно трудны для узнавания схематичные контурные изображения, перечеркнутые изображения, изображения предметов, наложенные друг на друга – рисунки Попельрейтера.

2. Агнозия на лица – нарушение узнавания знакомых лиц. Пациенты узнают отдельные части лица, лицо, как объект в целом, но не могут узнать его индивидуальную принадлежность, не узнают лица близких и знакомых. Агнозия на лица характерна для пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера.

3. Агнозия на цвета – нарушение способности узнавать цвета или различные оттенки одного цвета. Пациенты не могут определить принадлежность цвета к какому-либо объекту. При сохранении цветоощущения пациенты не могут сказать, какого цвета морковь, апельсин и т.д. Возникает при поражении левой затылочной доли.

4. Буквенная агнозия – пациенты, правильно копируя буквы, не могут их назвать.

5. Цифровая агнозия – вид агнозии, при котором пациенты не могут назвать цифры.

6. Оптико-пространственная агнозия – нарушение ориентировки в трехмерном пространстве. Пациенты не могут оценить расстояние до объекта, нарушается право-левая ориентация, не могут выполнить объемный рисунок (куб, стол), нарушается ориентировка в географической карте.

7. Симультантная агнозия (синдром Баллинта) – нарушение сложного синтеза зрительных образов, при сохранении восприятия единичного образа, невозможность восприятия двух изображений и слияния их в единую картинку. Например, рисунок велосипеда пациент описывает, как два отдельных колеса и палка. Возникновение синдрома Баллинта связано с двусторонним поражением теменно-затылочных областей.

Слуховая агнозия

Слуховая агнозия – агнозия, при которой пациенты теряют возможность различать бытовые шумы (лай собаки, шум машины, звон колокольчика и др.). Гностические расстройства связаны с поражением верхних височных извилин правого полушария. Вариантом слуховой агнозии является амузия- пациент не может узнать и воспроизвести знакомую мелодию, а так же отличить одну мелодию от другой.

При поражении правой височной доли возникает нарушение восприятия интонации речи.

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия – невозможность дифференцировать предметы по их фактуре при прикосновении к ним. Пациент не может определить такие качества предметов, как мягкость, жесткость, шероховатость при сохранении поверхностной и глубокой чувствительности.

Астереогноз – невозможность определить предметы на ощупь с закрытыми глазами.

Обонятельная и вкусовая агнозия

Эти виды сенсорной агнозии характеризуются утратой способности идентифицировать обонятельные и вкусовые ощущения в связи с поражением медиобазальных отделов коры височной доли.

Читайте также:  Оперативное лечение переломов дистального метаэпифиза-Protrauma

Соматоагнозия

Соматоагнозия – агнозия внутреннего пространства.

1. Аутотопагнозия – нарушение восприятия схемы тела. Пациент не может по просьбе врача показать части своего тела. Возможно ощущение пациентом третьей руки или ноги (псевдополимелия), удвоение головы, отсутствие части тела. Появляется при поражении теменной коры правого полушария.

2. Анозогнозия (синдром Антона) – пациент не осознает или отрицает наличие патологических расстройств. Возникает при поражении теменной доли субдоминантного полушария.

3. Фингерагнозия – нарушение различения пальцев на своей руке при сохранности мышечно-суставного чувства. Возникает при поражении угловой извилины левого полушария.

2.4.2. Гнозис и его расстройства.

ГНОЗИС — это способность узнавать предметы по чувственным восприятиям. АГНОЗИЯ — расстройства узнавания. При сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости», и окружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуждым, непонятным, лишенным значения. При агнозии элементарные формы чувствительности остаются сохранными и нарушаются сложные формы аналитико-синтетической деятельности в пределах данного анализатора.

ЗРИТЕЛЬНАЯ (ОПТИЧЕСКАЯ) АГНОЗИЯ — или душевная слепота, возникает при поражении наружных участков коры затылочных долей (поля 18, 19, 39). Больной не может узнавать предметы и их реалистическое изображение, воспринимает лишь их отдельные признаки и догадывается об общем значении предмета или его изображения. Вместе с тем, он видит предметы, обходит их и не натыкается. Различают основные формы зрительной агнозии:

апперцептивную агнозию — больной воспринимает лишь отдельные признаки предмета или его изображения, но не может в целом определить его;

ассоциативную зрительную агнозию — больной отчетливо воспринимает предметы в целом и целые изображения, но не узнает и не может назвать их;

цветовая агнозия в сочетании с буквенной (левополушарные височно-затылочные очаги поражения) — характерны трудности узнавания и сортировки по цветовым категориям мотков шерсти или кусочков раскрашенного картона, а также сходных по начертанию букв: «н», «г», «п», «и», «в», «р», «б», «ь»;

агнозия на лица (прозопагнозия) (правополушарные нижнезатылочные очаговые поражения) — трудности узнавания знакомых лиц, в том числе их фотографий;

зрительно-пространственная агнозия (преимущественно левополушарные нижнетеменные и теменно-затылочные очаги поражения) — трудности в определении положения стрелок на часах, правой и левой стороны объекта и др. Характерно неузнавание знакомой улицы, комнаты и т.д.

СЛУХОВАЯ АГНОЗИЯ(«душевная глухота«) — характеризуется нарушением способности узнавать предметы по характерным для них звукам, не видя их, например, упавшую на пол монету — по звуку, собаку — по лаю, часы — по их тиканью и т.д. Возможно нарушение узнавания известных музыкальных мелодий — амузия. Возникает при поражении средних отделов верхней височной извилины доминантного полушария.

СЕНСИТИВНАЯ АГНОЗИЯ — неузнавание предметов при воздействии их на рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности. Наиболее часто встречается вариант в виде тактильной агнозии: у больного утрачивается способность узнавать предметы при ощупывании с закрытыми глазами (астереогноз). Возникает при поражении теменной доли доминантного полушария (поле 40). С астереогнозом тесно связано явление АУТОТОПОАГНОЗИИ, заключающееся в затруднении определить расположение отдельных частей тела, в нарушении узнавания частей своего тела; и МЕТАМОРФОПСИИ, когда больной начинает воспринимать части своего тела или посторонние предметы необычными, измененными по форме и величине. При МАКРОПСИИ предметы кажутся больному чрезмерно большими, или МИКРОПСИИ — необычно малыми. Иногда возникает явление ПОЛИМЕЛИИ — ощущение ложных конечностей. АНОЗОГНОЗИЯ — больной не замечает у себя нарушений чувствительности и паралича, чаще всего в левой половине тела. БОЛЕВАЯ АГНОЗИЯ — распространяющаяся на все тело. Уколы при этом воспринимаются как прикосновения; боли пациент не ощущает. Такие варианты возникают при поражении теменной доли правого полушария.

Читайте также:  Топ-7 мочегонных напитков и продуктов Еженедельник АПТЕКА

ОБОНЯТЕЛЬНАЯ И ВКУСОВАЯ АГНОЗИЯ — утрата возможности идентифицировать запахи и вкусовые ощущения (при поражении медиобазальных участков коры височной доли, область гиппокамповой извилины).

Детская неврология — Гнозис и его расстройства

Содержание материала

  • Детская неврология
  • Филогенез нервной системы
  • Краткие сведения по анатомии нервной системы
  • Вегетативная нервная система
  • Оболочки головного и спинного мозга
  • Онтогенез нервной системы
  • Общий принцип функционирования нервной системы
  • Основные периоды функционального развития ребенка
  • Основные проявления поражения нервной системы
  • Чувствительность
  • Исследование чувствительности
  • Пирамидная система
  • Стриопаллидарная система
  • Мозжечок
  • Черепные нервы
  • Исследование зрительного анализатора
  • Исследование функции глазодвигательных нервов
  • Топическая диагностика
  • Вестибулярный нерв
  • Вкус
  • Альтернирующие синдромы при поражении ствола мозга
  • Вегетативная нервная система
  • Исследование регуляции мочеиспускания и дефекации
  • Вегетативная иннервация глаза
  • Синдромы поражения вегетативной нервной системы
  • Высшая нервная деятельность
  • Основные центры коры больших полушарий
  • Гнозис и его расстройства
  • Праксис и его расстройства
  • Речь и ее нарушения
  • Память и ее нарушения
  • Мышление и его расстройства
  • Топическая диагностика корковых поражений
  • Кровоснабжение головного и спинного мозга
  • Специальные методы исследования
  • Рентгенологические методы исследования
  • Компьютерная томография
  • Электрофизиологические методы исследования
  • Электронейромиография
  • Электроэнцефалография
  • Реоэнцефалография
  • Ультразвуковые методы исследования
  • Офтальмоневрологическое исследование
  • Отоневрологическое исследование
  • Изотопные методы исследования
  • Медико-генетические методы исследования
  • Биохимические методы исследования
  • Важнейшие неврологические симптомокомплексы
  • Методические указания к составлению истории болезни
  • Схема исследования неврологического статуса ребенка
  • Неврологическое обследование грудных детей

Гнозис в буквальном смысле слова означает узнавание. Наша ориентировка в окружающем мире связана с узнаванием формы, величины, пространственной соотнесенности предметов и, наконец, с пониманием их значения, которое заключено в названии предмета. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстройство гнозиса — агнозия, суть которой в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и окружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуждым, непонятным, лишенным значения.
Но гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис — это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией.
Тотальная агнозия, при которой наблюдается полная дезориентировка, встречается нечасто. Значительно чаще нарушается гнозис в какой- либо одной анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна.
Зрительные агнозии, возникают при поражении затылочных отделов коры. Больной видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть различные варианты. В одних случаях больной правильно описывает внешние свойства предмета (цвет, форму, величину), однако узнать предмет не может. Например яблоко больной описывает как «что-то круглое, розовое», не узнавая в яблоке яблоко. Но если дать больному этот предмет в руки, то он при ощупывании узнает его. Бывают случаи, когда больной не узнает знакомые лица. Некоторые больные с подобным расстройством вынуждены запоминать людей по каким-то другим признакам (одежда, родинка и т. д.). В других случаях агнозий больной узнает предмет, называет его свойства и функцию, но не может вспомнить, как он называется эти случаи относятся к группе речевых расстройств.
При некоторых формах зрительных агнозий нарушаются пространственная ориентировка, зрительная память. Практически уже при неузнавании предмета можно говорить о нарушениях механизмов памяти, поскольку воспринимаемый предмет не может быть сличен с его образом в гностической матрице. Но бывают и случаи, когда при повторном предъявлении предмета больной говорит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При нарушениях же пространственной ориентировки больной не только не узнает знакомых ему ранее лиц, домов и т. д., но и может много раз ходить по одному и тому же месту, не подозревая об этом.
Нередко при зрительных агнозиях страдает и узнавание букв, цифр, возникает потеря способности к чтению. Изолированный тип этого расстройства будет разобран при анализе речевой функции.
Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов. Предъявляя их обследуемому, просят определить, описать их внешний вид, сравнить, какие предметы больше, какие меньше. Применяют также набор картинок, цветных, однотонных и контурных. Оценивают не только узнавание предметов, лиц, но и сюжетов. Попутно можно проверить и зрительную память: предъявить несколько картинок, затем перемешать их с ранее не показываемыми и попросить ребенка выбрать знакомые картинки. При этом учитывают и время работы, настойчивость, утомляемость.
Следует иметь в виду, что дети узнают контурные картинки хуже, чем цветные и однотонные. Понимание сюжета связано с возрастом ребенка и степенью умственного развития. В то же время агнозии в классическом виде у детей встречаются редко вследствие незавершенной дифференциации корковых центров.
Слуховые агнозии. Возникают при поражении височной доли в области извилины Гешля. Больной не может узнавать знакомые ранее звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Возможны нарушения узнавания музыкальных мелодий — амузия. В ряде случаев нарушается определение направления звука. При некоторых видах слуховой агнозии больной не в состоянии различать частоту звуков, например ударов метронома.
Сенситивные агнозии обусловлены нарушением узнавания тактильных, болевых, температурных, проприоцептивных образов или их сочетаний. Они возникают при поражении теменной области. Сюда относится астереогноз, расстройства схемы тела. При некоторых вариантах астереогноза больной не только не может определить предмет на ощупь, но и не в состоянии определить форму предмета, особенность его поверхности. К сенситивным агнозиям относится также анозогнозия, при которой больной не осознает своего дефекта, например паралича. Фантомные ощущения можно отнести к нарушениям сенситивного гнозиса.
При обследовании детей следует иметь в виду, что маленький ребенок не всегда может правильно показать части своего тела; это же относится и к больным, страдающим слабоумием. В подобных случаях говорить о расстройстве схемы тела, конечно, не приходится.
Вкусовые и обонятельные агнозии встречаются редко. Кроме того, узнавание запахов очень индивидуально, во многом связано с личным опытом человека.

Ссылка на основную публикацию
Глюкозамин-Максимум инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описан
Глюкозамин, хондроитин: инструкция, показания и противопоказания современного комплекса Современные препараты для восстановления хрящевой ткани увеличивает активность суставов, помогают многим людям...
Глаукомная оптическая нейропатия Патологии зрительного нерва Глазные болезни Главная страница
Диск зрительного нерва и зрительные функции │ Часть 2 Содержание: 1 Клинические особенности глаукоматозной экскавации зрительного нерва 1.1 Физиологическая экскавация...
Глеб, 6 лет, Церебральная ишемия, синдром угнетения ЦНС — Документы — Эхо Москвы
Церебральная ишемия у новорожденных: симптомы заболевания и методы его лечения Факторы, вызывающие ишемию головного мозга у младенцев Клинические признаки церебральной...
Глюкозо-галактозная мальабсорбция причины, симптомы, лечение, прогноз
Лактазная недостаточность у взрослых Лактазная недостаточность – нарушение расщепления лактозы вследствие недостаточности фермента лактазы слизистой оболочки тонкой кишки, сопровождающееся клинической...
Adblock detector