Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей — что это такое, обследование

Диагностика и лечение фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

Одна из наиболее распространенных логопедических патологий у детей — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Отсутствие своевременной работы над устранением этого нарушения впоследствии приводит к проблемам при формировании навыков письма и чтения у школьников и к ряду психологических проблем.

Общая характеристика патологии

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) относится к психолого-педагогическим речевым нарушениям. Логопедическое заключение о том, что у ребенка ФФНР, дается в случае, если наблюдается стойкое нарушение произношения и восприятия фонем (минимальных смысловых единиц языка) при нормальном биологическом слухе и сохранном интеллекте.

О фонетико-фонематическом недоразвитии речи говорят, если у ребенка наблюдается искажение, замена или пропуск звуков и отсутствие их дифференциации, а также нарушение слоговой структуры слова и лексико-грамматического строя речи, и эти нарушения сохраняются по достижении ребенком возраста 4 лет.

Классификация

Различают следующие степени ФФНР в зависимости от выраженности нарушения:

  • Легкая степень. Характеризуется нарушением распознавания только некоторых звуков, дефектно произносимых. В целом речь ребенка понятна окружающим, анализ и синтез слов соответствуют возрасту.
  • Средняя степень. Отсутствует дифференциация уже в нескольких группах звуков, причем это касается даже тех фонем, которые произносятся ребенком правильно. Наблюдается некоторое нарушение слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Лексический запас ограничен.
  • Для тяжелой степени характерны выраженные затруднения в различении звуков разных групп, в их воспроизведении, в звуковом анализе и синтезе (ребенок не может определить, из каких звуков состоит слово, их последовательность, затруднено слияние звуков в слово). Явно выражено нарушение слоговой структуры слова (перестановка и пропуск слогов, разбавление лишними звуками и слогами) и лексико-грамматического строя речи (словоизменение, употребление предлогов, порядок слов в предложении, развернутость фразы, обширность и активность словарного запаса). Речь в целом затруднена для понимания окружающих.

Особенности психических процессов при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

При сохранном интеллекте у ребенка наблюдается ряд особенностей психических процессов, наиболее важных для обучения:

  • Формирование абстрактного мышления происходит позже и с затруднением. В связи с этим ребенку труднее выполнять задания, не связанные с конкретными действиями с предметами или наглядными образами.
  • Объем памяти недостаточен. Это является одной из причин малого словарного запаса.
  • Скорость мыслительных процессов снижена. Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий.
  • Снижена концентрация внимания, вследствие чего ребенок переключается на другой объект или деятельность, не закончив выполнение задания, попросту говоря— отвлекается.

Причины патологии

Выделяются врожденные и приобретенные причины ФФНР.

Ко врожденным причинам относятся следующие факторы:

  • патологии беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия плода;
  • травматизация новорожденного при родах;
  • генетические заболевания;
  • несформированность или патология артикуляционного аппарата (например, парез подъязычного нерва).

Приобретенные причины:

  • нарушенная или недостаточная речевая среда в семье (например, глухие родители);
  • психотравмирующая обстановка в семье;
  • травмы, затрагивающие артикуляционный аппарат;
  • психоэмоциональные травмы (например, сильный испуг).

Если имела место ситуация, связанная с одной или несколькими причинами из перечисленного списка, следует внимательно следить за речевым развитием ребенка. В работе логопеда выяснение причины ФФНР важно для грамотного построения схемы коррекционной работы.

Симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи

Речь в норме должна быть сформирована к началу пятого года жизни ребенка:

  • большинство звуков произносятся правильно;
  • фонемы различаются на слух и в собственной речи;
  • фразы развернуты;
  • слова из активного словаря не искажаются;
  • лексический запас разнообразен.

Поскольку речь является одним из важнейших психических процессов, необходимо вовремя выявить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка, чтобы своевременно провести коррекционную работу по его исправлению. Для этого следует знать симптоматику ФФНР:

  1. Нарушение звукопроизношения:
    • дефектное произношение звука или нескольких звуков из одной группы (например, сонорный [р] произносится грассирующе);
    • замена одного звука другим, как из этой же группы (ворона — волона, молоко — мороко), так и из других групп (колесо — ковесо, шишка — сыска);
    • замена мягкого звука твердым и наоборот;
    • пропуск звуков, особенно при стечении нескольких согласных (космонавт — космонат), хотя бывает и выпадение единичной фонемы (выкупать — выупать).
  2. Нарушение слоговой структуры слова:
    • перестановка слогов;
    • пропуск слогов;
    • добавление лишнего звука или слога.
  3. Нарушение фонематического восприятия:
    • ребенок не различает на слух правильно произнесенное слово и слово с дефектной фонемой — это касается и собственной речи, и речи окружающих;
    • в словах не дифференцируются звуки, особенно из одной группы;
    • не воспринимается последовательность звуков в слове;
    • затруднено вычленение звука из слова (звуковой анализ) и обратный процесс (синтез слова из звуков).
  4. Ограниченность лексического запаса (бедный словарь).
  5. Нарушение грамматического строя речи:
    • неверное словоизменение, например, в словосочетании с согласованием слова употреблены в разных падежах (зимним узорах);
    • неправильное употребление предлогов (зайти на магазин) или их пропуск;
    • грубое нарушение порядка слов, не соответствующее сути высказывания;
    • фраза преимущественно не развернутая.

В первую очередь внимание родителей привлекает нарушенное звукопроизношение, по поводу которого и обращаются к специалистам. Но важно знать, что иногда при фонетико-фонематическом недоразвитии произношение звуков практически не нарушено, а вот остальные проблемы имеются и ярко выражены. В дальнейшем они оказывают отрицательное влияние на обучение ребенка в школе.

Читайте также:  Диабет и зрение как восстановить его, симптомы ухудшения

Диагностика

Своевременная диагностика играет значимую роль в эффективной коррекции ФФНР. При возникновении у родителей тревоги по поводу речевого развития ребенка необходимо сразу же обратиться к специалистам. Необходима консультация и заключение следующих врачей:

  • Отоларинголог или лог-сурдолог. Обследование этим специалистом необходимо для исключения наличия патологии органов слуха или нейросенсорной тугоухости (подтверждение, что биологический слух в норме). При необходимости врач назначит аудиометрию — это обследование безболезненное, безопасное и довольно быстрое.
  • Невролог. Обязательно обследоваться у данного специалиста с целью выявления возможных неврологических проблем, которые могут быть причиной логопедической патологии. Скрупулезное обследование у невролога позволяет выстроить максимально эффективную коррекционную работу.
  • Заключение педиатра об общем здоровье ребенка. Также не будет лишним, если педиатр сделает краткую выписку истории первых лет жизни ребенка из медицинской карты.
  • Медицинский логопед. Обследование у этого специалиста позволит выявить наличие и определить характер имеющейся у ребенка речевой патологии по клинико-педагогической классификации.

Собрав максимально возможное количество информации о причинах и наличии патологии, необходимо обратиться к педагогу-логопеду. Его обследование должно быть тщательным и охватывающим все аспекты речевой деятельности и все психические процессы, необходимые для ее нормального формирования. Логопед изучит медицинские заключения и проведет диагностику, заключающуюся в следующем:

  • Обследование артикуляционного аппарата ребенка на наличие нарушений, препятствующих нормальному звукопроизношению. В обязательном порядке исследуется прикус, сформированность зубного ряда, достаточность подвижности органов артикуляции (губы, челюсть, язык).
  • Проверка развитости речевого дыхания ребенка, его голоса (высота, тембр, сила).
  • Тщательный анализ звукопроизношения (искажение, замена, пропуск фонем) Проверка звукового анализа и синтеза слов (воспроизведение, вычленение и понимание звуков, слогов, слов из речи).
  • Обследование лексического запаса ребенка (пассивный и активный словарь).
  • Исследование грамматического оформления речи.
  • Обследование мелкой моторики, внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Результат обследования логопед документально фиксирует, после чего выносит заключение о наличии фонетико-фонематического недоразвития. Качественное логопедическое обследование не может быть быстрым.

Затем логопед заводит речевую карту ребенка, с которым будет проводиться коррекционная работа по устранению ФФНР. В эту карту заносятся исходные данные ребенка (имеющиеся нарушения), в дальнейшем здесь будет отражаться динамика работы.

Коррекционная работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В коррекционной деятельности по устранению ФФНР у ребенка выделяют три раздела:

  1. Подготовительный (артикуляторный). Уточняется и закрепляется артикуляция и произношение сохранных и легко артикулируемых звуков с целью развития фонематического слуха и фонемного анализа. Также эти звуки в дальнейшем послужат основой для постановки правильного произношения нарушенных звуков. Ведется работа по постановке дефектно произносимых звуков и дальнейшей их автоматизации в слоге, слове, фразе.
  2. Дифференцировочный. Ребенок сравнивает сходные по артикулированию и акустике звуки, причем не только на слух, но и в собственном произношении. Проводится работа по вычленению звука из слова или из ряда звуков, из предложения. Особое внимание уделяется работе над гласными звуками (артикуляции и четкому произношению), поскольку гласный звук— основа слога, от произношения которого во многом зависит четкость речи.
  3. Формирование звукового анализа и синтеза: овладение терминами, связанными с речью, деление слова на слоги и наоборот (составление слов из слогов), вычленение звуков из слова и наоборот (синтез слова из звуков).

Параллельно с вышеописанными мероприятиями ведется работа по развитию лексико-грамматического строя речи:

  • Обогащение словарного запаса ребенка, введение в активное употребление новых для него слов.
  • Развитие навыка словообразования (снег — снежный, ходит — выходит) и словоизменения (согласование в числе, роде и падеже, а также верное употребление падежей в зависимости от речевой конструкции).
  • Формирование навыка построения простого распространенного предложения (обогащение предложения определениями, обстоятельствами, дополнениями), а также сложных предложений разных видов.
  • Работа над развитием диалогической и связной речи.

Коррекционные мероприятия также направлены на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, абстрактного мышления и мыслительных процессов.

Как правильно развивать мелкую моторику у детей − расскажет эта статья.

В зависимости от причин ФФНР может проводиться общий и/или логопедический массаж, может потребоваться лечение у невролога.

В чем польза логопедического массажа языка и как его проводят − читайте тут.

Прогноз

Если в дошкольном возрасте коррекция при ФФНР не проводилась или была недостаточной, это приводит к тому, что у ребенка в школе возникают трудности с формированием навыков чтения и письма, в связи с чем у него диагностируется дислексия и дисграфия. Обучение в таком случае не может быть успешным, что приводит к психологическим проблемам.

Своевременное выявление и полноценная коррекция полностью устраняют проявления ФФНР легкой и средней степени и позволяют добиться значительных улучшений при тяжелой степени. В некоторых случаях даже у детей с тяжелой степенью ФФНР удается свести проявления патологии к минимуму.

Для достижения максимально положительной динамики требуется кропотливая работа не только врачей, но и родителей ребенка.

Профилактика

В целях предупреждения ФФНР рекомендованы следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных патологий, а также остальных врожденных причин ФФНР;
  • постоянное наблюдение за неврологическим статусом ребенка и при необходимости лечение у невролога;
  • создание в семье комфортной психологической обстановки;
  • предотвращение психотравмирующих ситуаций;
  • уделение максимально возможного количества времени развитию малыша, как общему, так и речевому;
  • создание правильной речевой среды в семье (ни в коем случае нельзя переходить на язык ребенка, объясняясь с ним дефектными словами), ребенок должен слышать образец правильной речи.
Читайте также:  Аминалон — инструкция, цена, применение, состав, дозировка, противопоказания и аналоги препарата — L

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — логопедическая патология, проявления которой при правильной и своевременной коррекции вполне поддаются либо полному устранению, либо сводятся к такому минимуму, при котором в дальнейшем не препятствуют общению и обучению ребенка.

К фонетическому недоразвитию речи относится

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в одноко-ренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков,слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

ФФНР в современной логопедии: что это за диагноз?

Обычно к 4 годам ребенок в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова и большинство звуков произносить правильно. Если же этого не происходит, у ребенка могут диагностировать ФФНР. Что это такое? В логопедии за этой аббревиатурой скрывается комплекс симптомов, вызванных различными нарушениями в восприятии и воспроизведении звуков (фонем) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При этом зачастую подобное отклонение не является показателем заболеваний зрения, слуха или отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка. Проще говоря, по каким-то причинам мозг ребенка искаженно воспринимает звуковой сигнал и, соответственно, неправильно затем его воспроизводит.

Как это выглядит?

Итак, ФФНР в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения. Что при этом происходит с речью ребенка? В разных случаях возможны различные дефекты.

  • При произношении звуки искажаются (например, вместо «ш» – звук, средний между «в» и «ф»).
  • Происходит подмена звуков на более легковоспроизводимые для ребенка (к примеру, вместо всех свистящих он произносит звук «т» или «п», вместо шипящих – «с»).
  • Часто нет различия между твердыми и мягкими звуками (говорит «сь» вместо «с», «тя» вместо «та», и т. д.), ребенок «сюсюкает».
  • Не различаются на слух и при произношении звонкие и глухие звуки («том» вместо «дом», «папка» вместо «бабка»).
  • Ребенок путает сонорные звуки – «л», «м», «н», «р». Причем в речи такие дети порой заменяют не только «р» на «л» (рак-лак), но и наоборот («мороко», рапти»).
  • То же самое может происходить со свистящими и шипящими.
  • Иногда у детей при ФФНР может наблюдаться вариативное произношение звуков (в одних случаях звук или слог произносятся правильно, в других – искаженно или исчезает вовсе).

В речи таких детей могут смешиваться соседние звуки, размываться слоги, иногда нарушается грамматический строй предложений (путаются времена, числа, окончания).

В запущенных случаях речь ребенка с ФФНР понять довольно сложно, она становится «тягучей», неразборчивой, несвязной, иногда нелогичной. Понятно, что с письмом, правописанием, а значит, и с успеваемостью у такого школьника непременно возникнут проблемы. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Выраженность проблемы и причины возникновения

Понятно, что чем выше степень выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, тем большее число вышеизложенных характеристик ФФНР будут его сопровождать.

  • При легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи в целом остаются в норме.
  • При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи малыш может их произносить достаточно правильно.
  • При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. То есть, если произнести ему по звукам, к примеру, слово «м-а-ш-и-н-а», он не поймет, что это машина, а если попросить его самого назвать эти звуки по порядку, он не сможет этого сделать.
Читайте также:  Ведение беременности в Новосибирске - Медицинский центр; АВИЦЕННА

Как следствие, таким деткам сложно произносить слова из нескольких слогов либо с двумя или более согласными подряд (трамвай, стружка, портрет, водопровод). При произнесении таких слов дети пропускают либо заменяют звуки или даже слоги, переставляют их местами, разбавляют другими звуками и т. д.

Кроме того, у ребенка с ФФНР отмечаются другие особенности умственной деятельности:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
  • сложности с абстрактным мышлением;
  • замедленная мыслительная деятельность.

Зачастую существует прямая зависимость между числом дефектного воспроизведения звуков и общим уровнем фонематического развития: чем больше звуков ребенок не может правильно произносить, тем хуже обстоит дело с их восприятием, выделением в речи… Однако порой случается обратное: ребенок не выговаривает всего два-три звука, а фонематическое недоразвитие у него выявляется достаточно глубокое. В большинстве случаев это является результатом неправильной работы логопеда по коррекции звуковоспроизведения. Проблема лишь маскируется, что затрудняет ее правильное выявление для последующей коррекции.

Что касается причин, приводящих к фонетико-фонематическому недоразвитию, то среди основных специалисты обычно выделяют:

  • проблемно протекающую беременность;
  • осложнения при родах, родовые травмы;
  • психологические проблемы ребенка (например, сильный испуг, одиночество);
  • неблагоприятную среду проживания (пьющие родители, частые скандалы в семье);
  • частые стрессы (из-за конфликтов со сверстниками, воспитателями, нервной обстановки в семье);
  • недостаточное время, которое родители уделяют развитию речи, памяти, мышления ребенка.

Если вы замечаете за своим ребенком описанные нарушения в произношении, восприятии или фонетическом анализе, не ждите, пока до него дойдет очередь логопеда в детском саду и он поставит вам диагноз ФФНР. В дошкольном учреждении попросту может не быть хорошего логопеда. Обратитесь к специалистам сами – помогите ребенку преодолеть дефекты до того, как у него начнутся проблемы с обучением или комплексы неполноценности.

К кому обратиться?

Для того чтобы правильно поставить диагноз и выявить степень выраженности проблемы, необходимо обследование у следующих специалистов:

  • отоларинголог (подтвердит отсутствие проблем со слухом);
  • невролог (укажет на наличие либо отсутствие неврологических проблем, способствующих торможению речевого развития);
  • педиатр (даст общее заключение о состоянии здоровья ребенка).

Логопед изучит особенности протекания беременности, родов, раннего развития ребенка, обследует артикуляционный аппарат на предмет соответствия развития губ, языка, зубов и т. д. Оценит состояние голосовой, дыхательной деятельности. Изучит количество, степень и характер речевых нарушений (замена, отсутствие звука, искажение), проверит навыки звукового анализа и синтеза (способность к пониманию, выделению и воспроизведению слов, слогов, звуков). Оценит грамматическое построение речи (ошибки в согласовании и управлении), обратит внимание на наличие специфических ошибок в письменной речи ребенка, определит уровень чтения и способность к пониманию и передаче прочитанного. После комплексного анализа всех этих факторов и выводится диагноз – ФФНР.

Как это лечится?

ФФНР относится к числу заболеваний, требующих серьезного комплексного лечения, притом довольно длительного (не менее 6-10 месяцев, иногда больше, в зависимости от степени выраженности проблемы).

Такие дети должны заниматься в специальных коррекционных логопедических группах в детских садах (начиная с 5 лет) либо посещать занятия школьного логопеда, если проблема не была устранена до поступления в школу.

При этом логопед будет заниматься с ребенком:

  • коррекцией произношения, артикуляции;
  • развитием фонематического восприятия и анализа;
  • подготовкой к обучению грамоте либо коррекцией обнаруженных нарушений письма, если ребенок – школьник;
  • развитием у него навыков словообразования, словоизменения;
  • обогащением словарного запаса ребенка;
  • развитием правильной, связной, логической речи;
  • работой с простыми и сложными предложениями.

При этом могут быть использованы не только наглядные материалы, соответствующие возрасту ребенка, но и – при необходимости – специальная артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Такая работа может проводиться как в группах, так и индивидуально.

Детям с подобными нарушениями обязательно нужна помощь квалифицированного детского психолога, который поможет развить память и мышление, общую и мелкую моторику, слуховую память и слуховое внимание, а также – снизить уровень тревожности, повысить концентрацию внимания, преодолеть комплексы, фобии, психологические препятствия в общении с окружающими.

Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению.

К сожалению, в детских садах небольших городов довольно сложно найти коррекционные группы или даже просто грамотных логопедов для индивидуальных занятий. Здесь вариантом решения проблемы будет поиск дошкольного заведения, специализирующегося на таких вопросах.

Поэтому лучше заранее сделать все возможное, чтобы не допустить появления ФФНР у малыша:

  • принимать меры по предотвращению перинатальных патологий;
  • уделять как можно больше времени развитию речи у малыша;
  • обеспечить комфортный микроклимат в семье, достаток любви, внимания, заботы;
  • вовремя решать возникающие психологические проблемы (страхи, кошмары, стрессы, депрессии).

Логопедические диагнозы в основной массе не приговор, а лишь повод уделить самое пристальное внимание развитию речи, постановке звуков, артикуляции, правильности, последовательности изложения, развитию памяти, внимания, концентрации, образного мышления. Компетентность доктора, помноженная на терпение родителей, – залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до некритичного уровня, когда у ребенка не будет возникать проблем ни с общением, ни с обучением.

Ссылка на основную публикацию
Флебодиа FAQ — Часто задаваемые вопросы — Официальный сайт
Эффективный препарат для лечения варикоза и геморроя – Диосмин Диосмин представляет собой медикаментозное средство, которое отличается ангиопротекторным и венотонизирующим эффектом....
Фиброгастродуоденоскопия (ФГДС, гастроскопия) — «Как пережить ФГДС, если НАРКОЗ помогает через раз Ч
Диета перед гастроскопией Специальной жесткой диеты перед гастроскопией (эндоскопии желудка) не требуется. Гастроскопия проводится натощак, чтобы осматриваемые органы находились в...
Фиброгастроскопия желудка подготовка, как делают, противопоказания
Фиброскопия кишечника: показания, противопоказания, особенности проведения процедуры Фиброколоноскопией называют метод исследования, который широко используется для диагностики разнообразных заболеваний в толстом...
Флеболог и сосудистый хирург в Ногинске, лечение варикоза недорого, лечение болезней вен
Ногинск сосудистый хирург О клинике Написать директору Отзывы Вакансии Договор публичной оферты Фотоальбом Для организаций Психиатрическое освидетельствование Предварительный медосмотр Периодические...
Adblock detector