Что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц жизни развитие малыша

ЦСП медицинский центр

многопрофильный медицинский центр

Развитие ребёнка с первых дней жизни является сложным дифференцированным процессом, который можно рассматривать в разных аспектах. Нормальное развитие малыша с точки зрения темпа характеризуется неравномерностью в плане формирования отдельных психоневрологических функций у разных детей и в плане развития определенной функции у одного и того же ребенка. Каждому возрастному периоду свойственно приоритетное развитие определённой психоневрологической функции, которое сопровождается временным замедлением или даже остановкой развития других функций.

Все функциональные системы организма имеют оптимальный период реализации, когда функции организма ребенка из внутренней неразвитой потенции переходят в конкретную способность общения его с внешней средой. Именно в определённый период обычно осуществляется наиболее быстрое и полноценное развитие функции. В связи с этим чрезвычайно важное значение приобретает поддержка и развитие специфических для конкретного возраста качеств, поскольку уникальные условия, создаваемые природой, в будущем не повторятся и то, что не сформировано в каждый конкретный период развития малыша, наверстать в дальнейшем будет трудно или попросту невозможно.

Важная часть исследовательской деятельности малыша по освоению окружающего мира – это детская игра. Малыш всерьез и с интересом знакомится с предметами окружающего мира, в первую очередь с игрушками, к выбору которых родители должны относиться очень серьёзно. Постараемся описать, как организовать игровое пространство ребёнка в течение первых месяцев его жизни, чтобы максимально способствовать гармоничному развитию малыша.

Возраст: новорождённый

Грубая моторика: когда ребёнок лежит на животике, у него наблюдается так называемое общее флексорное положение с преобладанием тонуса мышц сгибателей. Конечности в таком положении согнуты и максимально приведены к туловищу (поза «эмбриона»). Движения малыша хаотичные и нецеленаправленные, что отражает реализацию безусловных рефлексов.

Тонкая моторика: кисти рук ребёнка часто бывают сжаты в кулачки с сомкнутым первым пальчиком, хватание носит рефлекторный характер.

Перцепция (восприятие, адекватное реагирование): на этом этапе развития младенец получает представление об окружающем мире благодаря кожным покровам. Как показывают наблюдения, реакция на звуковые и световые раздражители недифференцированная. На сильный звук или яркий целенаправленный свет ребёнок реагирует всем телом, выражая реакцию неудовольствия. Однако младенец довольно быстро успокаивается, ощущая тепло и прикосновение маминых рук. С семидневного возраста малыш зажмуривает глазки при ярком свете. При пробуждении стремится повернуть голову к источнику света, вздрагивает и мигает при громком звуке. К 14 дню возникает слуховое сосредоточение.

Развитие речи начинается с сильного недифференцированного плача.

Социальное поведение. Контакт с близким человеком ребёнок получает при кормлении грудью, ощущая тепло мамы, ее запах и вкус молока.

Действия мамы. В данный этап развития ребёнка очень важен тактильный контакт. Мышечный тонус нормализуется благодаря поглаживаниям. Если у малыша наблюдается фиксация головы в одну сторону, то в период бодрствования необходимо выкладывать его таким образом, чтобы головка была обращена к источнику света, что позволяет тренировать гипотоничную группу мышц. Следует оградить от резких звуков и яркого света, поскольку деткам необходима щадящая адаптация к окружающим условиям. Ласковый голос мамы успокоит ребенка, поэтому в период бодрствования нужно разговаривать с малышом, петь колыбельные песенки. И конечно, мама должна наладить грудное вскармливание, так необходимое для гармоничного развития и формирования доверия к миру. При невозможности грудного вскармливания важно его имитировать, удерживая ребёнка на руках и меняя положение для избегания фиксации головы в одну сторону.

Возраст: 1 месяц

Грубая моторика. Лёжа на животе, ребёнок начинает поднимать голову, а лёжа на спине учится держать её по средней линии. В конце первого месяца жизни младенцу удаётся фиксировать ее в центральном положении более 10 секунд!

Тонкая моторика. В данном возрасте большое значение имеет ярко выраженный хватательный рефлекс, поэтому любое прикосновение к ладошке вызывает её смыкание.

Перцепция (сфера восприятия). Ребёнок фиксирует взгляд, приглядываясь к объектам, которые находятся на расстоянии 20 см перед глазами. В конце первого месяца появляется четкая фиксация: младенец наблюдает за игрушкой, переводит взгляд из центрального положения в сторону на 45 градусов. Появляется способность локализовать звуки в пространстве.

Речевое развитие в возрасте у месячного малыша заключается в сосредоточении на голос взрослого. Плач становится более определенным: резким, когда малыш испытывает неприятные и болезненные ощущения или голод, и приглушенный, когда он устал или утомился. Появляются первые голосовые реакции при разговоре с ребенком.

Социализация поведения проявляется способностью фиксировать взгляд и концентрацией внимания при кормлении грудью. Младенец с радостью смотрит в этом положении на маму. Этот зрительное взаимодействие лежит в основе всего дальнейшего развития ребёнка.

Читайте также:  Замминистра Марина Лукашевич задержана за аферу на 40 миллионов

Действия мамы. Перед каждым кормлением для профилактики колик и тренировки мышц шеи и брюшного пресса следует выкладывать малыша на животик. Пришла пора вкладывать самую простую и легкую погремушку поочередно в каждую ручку.

К концу первого месяца малыш будет самостоятельно удерживать её в течение нескольких секунд. Следует стимулировать развитие зрительного и слухового анализаторов ребенка, медленно перемещая погремушки перед глазами ребенка и доводя их до угла глаза.

Возраст: 2 месяца

В двигательной сфере появляется способность в позиции лёжа на животе поднимать голову и держать ее более 10 секунд. Лежа на спине отмечаются произвольные повороты головы, отслеживая игрушки.

Тонкая моторика. Ладошка ребёнка раскрывается, начиная с безымянного пальчика и мизинчика. Ослабевает рефлекс хватания.

В сфере восприятия отмечается появление дифференцированной реакции на внешние раздражители – ориентировочной реакции (замирание, прислушивание, задержка взгляда). Малыш способен длительно сосредотачивать взгляд на предметах.

В речевом развитии появляется способность издавать звуки, напоминающие «а», «э». Младенец контактирует с близкими людьми и ждет ответные сигналы. Ребенок радостно внимает голосу взрослого, обращенного к нему.

Социальное поведение. Появляется первая улыбка при общении с родными. Удовольствие и восторг ребёнок испытывает всякий раз при рассматривании человеческого лица.

В мыслительной сфере малыш формирует примитивные ассоциации (при плаче мама возьмёт на руки или накормит). Начинает ждать кормления по определенным временным интервалам.

Действия мамы. Необходимо продолжать стимулировать развитие зрительного и слухового анализаторов, перемещая погремушки перед глазками малыша в положении лежа на спине и на животе. Игрушки должны быть разнообразными по конфигурации, цвету, воспроизводимому звуку, более тяжелыми. Главное, чтобы их было удобно держать и хватать маленькой ручкой.

Следует способствовать фиксации взгляда на расположенной по центральной линии игрушке (не ближе 20 см), притягивать внимание к лицу родителей позитивной мимикой, нежной интонацией, улыбкой. Нужно поглаживать и массировать каждый пальчик на ладошках и стопах, поощрять стремление двигать ручками по срединной линии. Необходимо создавать ситуации, когда ребёнок наталкивается ручками на низко подвешенные игрушки и касается их. Приходит время повесить погремушку-растяжку на кроватку и коляску, музыкальный мобиль, чтобы малыш интересно и увлекательно бодрствовал.

Возраст: 3 месяца

Грубая моторика. В положении лежа на животе ребенок вытягивает руки вперёд, приподнимаясь на предплечья, разгибая ножки в тазобедренных суставах. Положение на спине становится довольно уверенным, что способствует сведению ручек. На этом этапе малыш пытается отрывать ноги от опоры («дрыгает» и поднимает вверх ножки). Подтягивая за ручки, ребёнок ненадолго приподнимает и удерживает головку, симметрично сгибая и приводя ножки к животу («присаживается»).

Тонкая моторика. Кисть часто раскрыта, хотя большой палец пока приведён к ладони. Малыш хватает игрушки и удерживает их в руке.

Перцепция. Младенец наблюдает за игрушкой от угла до угла глаза с произвольными движениями головы или без, рассматривает руки и пальцы. Движение рук к погремушкам происходит под зрительным контролем. Охотно «разговаривают», издавая гласные звуки при звуковой стимуляции.

Речевое развитие. Малыш останавливает взгляд, эмоционально реагирует на обращение взрослого. Появляется интонация и нечёткие голосовые и звуковые цепочки, гуление.

Социальное развитие. Ребёнок улыбается маме и папе, различает родных и чужих. Эмоциональное общение со взрослыми приводит к появлению «комплекса оживления», смеётся.

На этом этапе отмечаются первые навыки самообслуживания, а именно придерживание груди своей ручкой при сосании. Выталкивает язычком грудь после насыщения.

Действия мамы. В этом возрасте нужно увлекать ребёнка, ласково беседовать с ним. Позитивно подкреплять первые звуки малыша. Привлекать внимание ребёнка и добиваться полного поворота головки в стороны. Приходит время приобрести развивающий коврик, на котором интересно проводить время, лёжа как на животе, так и на спине.

Следует стимулировать движения ручками вперёд в положении лежа на животе, раскладывая перед малышом погремушки, различные по своей текстуре, твёрдые и мягкие, резиновые и пластмассовые, шуршащие и пищащие. Необходимо стимулировать захват и удержание игрушки двумя руками.

Балабаева Юлия Владимировна,
Педиатр

Первый месяц жизни ребенка

Поздравляем с рождением малыша! Сейчас Вы испытываете целую гамму эмоций, ведь каждый Ваш день теперь полон невероятных открытий!

Первый месяц – это период адаптации новорожденного к новым условиям вне утробы матери, а также время значительных перемен в привычном ритме жизни родителей. Чтобы «боевое крещение» прошло успешно, нужно свести к минимуму стресс первых дней, когда Вы остались с крохой один на один. Отложите все остальные дела, не приглашайте гостей без лишней необходимости. Папа и остальные близкие должны взять работу по дому на себя, а Вы – посвятить время новорожденному.

Читайте также:  Мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве - ОХРАНА ТРУДА

Одна из самых главных задач первых недель жизни ребенка – наладить грудное вскармливание. Нужно освоить правильную технику прикладывания крохи к груди и позиции для кормления. Еще один важный фактор – кормление «по требованию»: предлагайте ребенку грудь столько раз, сколько он захочет, а не по часам. Главное сейчас – настроиться на позитив и сконцентрироваться на Вашем малыше, тогда успех обеспечен.

Наиболее оптимальная температура в помещении, где находится новорожденный, должна держаться на уровне 21-22°С, а влажность – около 50%.

Гулять с ним можно через 1-2 дня после выписки из роддома. Летом начиная с 15-20 минут и постепенно увеличивая это время. А зимой выходить с малышом на первую прогулку следует не раньше двухнедельного возраста при температуре не ниже -5°С. Продолжительность первых прогулок в холодное время года должна быть не более 10-15 минут.

Не переживайте, у Вас все получится! Тем более, что в первый месяц к Вам домой еженедельно будут приходить участковые педиатр и медсестра, с которыми можно будет проконсультироваться. Ожидайте первое посещение врача уже в первые три дня после прибытия из роддома.

Врожденные рефлексы новорожденного

Малыш рождается далеко не таким беспомощным, как Вы думаете. Природа наделила его множеством рефлексов, которые помогают адаптироваться к условиям окружающей среды, пока у него не сформируется осознанная двигательная активность.

Например, сосательный и поисковый рефлексы помогают новорожденному во время кормления. Проверить сосательный рефлекс можно, вложив палец в ротик ребенка. Малыш должен совершать сосательные движения. А если погладить уголок его рта или щечку, то кроха повернет голову в сторону раздражителя – это поисковый рефлекс.

Ребенок сжимает ладошку в кулак, если ее погладить, демонстрируя хватательный рефлекс. Ну а если положить малыша на животик, то он будет совершать ползающие движения. Так проявляет себя рефлекс ползания. Попробуйте прикоснуться к его ступням ладонью – и ребенок оттолкнется от нее, ускорив движения.

От новорожденного к грудничку

После 28 дней жизни Ваш малыш меняет свой статус. Он перестаёт называться новорожденным, теперь он просто грудничок.

К концу первого месяца блуждающий взгляд ребенка постепенно становится более осмысленным. Он непродолжительное время фиксирует глазами яркие предметы. Четче всего малыш видит то, что находится на удалении 25-30 см от его лица. Именно на такое расстояние Вам лучше всего наклониться над ним, чтобы пообщаться.

Ребенок уже может проявлять активный интерес к предметам с четкими очертаниями или контрастной расцветкой. Для развития зрения Вы можете начать показывать ему черно-белые геометрические картинки (например, изображение спирали, куба).

Малыш пока реагирует только на громкие звуки, голоса или музыку. Его реакции выражаются в общем двигательном беспокойстве, крике – кроха может плакать, махать руками и ногами, выгибать тело, если его напугал шум.

Движения для ребенка в таком возрасте – это неотъемлемая часть эмоционального возбуждения. Как правило, они являются сигналом для родителей о том или ином дискомфорте и необходимости удовлетворить какую-либо потребность малыша: накормить, утолить жажду, поменять подгузник и так далее.

С момента рождения ребенок непроизвольно улыбается, если он всем доволен. Сначала это происходит во сне, затем после кормления и во время купания. Чем больше Вы улыбаетесь малышу и разговариваете с ним, проявляя положительные эмоции, тем скорее он ответит Вам взаимностью.

Сон новорожденного

Значительную часть времени (16-18 часов в день) новорожденный проводит во сне, с промежутками на кормление через каждые 2-3 часа. Существуют различные состояния сна:

  • Глубокий сон, во время которого ребенок полностью расслаблен, глаза закрыты, он дышит ровно, медленно и глубоко.
  • Поверхностный сон, когда малыш более часто, не так ровно дышит, подергивает руками и ногами. Иногда можно различить, как под веками двигаются глазные яблоки.
  • Дремота, возникающая во время кормления или перед сном. Глаза дремлющего ребенка полузакрыты.

Чтобы привить малышу навыки здорового сна, нужно придерживаться определенных правил.

Важно, чтобы он спал при комфортной температуре. Располагайте кроватку не ближе одного метра от окна и батареи. Проветривайте комнату перед сном. Не укутывайте малыша теплым одеялом, если в комнате тепло, ведь новорожденные быстро перегреваются.

Чтобы свести к минимуму вероятность несчастного случая, не укладывайте ребенка спать на живот, а также не оставляйте в кроватке посторонние предметы, игрушки, пуховые одеяла.

Спать малыш должен без подушки.

Постепенно обучайте ребенка различать день и ночь. Днем нужно проявлять максимум активности: играть, петь песни и делать упражнения, а также не приглушать обычные шумы, такие как: звук телевизора, стиральной машины, телефона. А ночью наоборот – сведите шум к минимуму, не разговаривайте с малышом слишком долго и громко, не играйте с ним. Через некоторое время он поймет, что ночью нужно не бодрствовать, а спать. Проявите немного терпения, и вскоре кроха наградит Вас спокойными ночами. Удачи!

Читайте также:  Боль в голеностопе при ходьбе - причины, виды, лечение

Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.

Как правильно развивать ребенка с пеленок — советы эксперта

Обучать малыша прямо с пеленок или выждать время? Этот вопрос задают себе миллионы родителей. Одни уверены, что чем раньше начнешь занимать с ребенком, тем успешнее он будет. Другие — что такая нагрузка может лишь навредить.

Первый вопрос от ведущей: «Что же такое ранее? Какой это возраст — один месяц или уже один год? Как уже понять, что ребенок готов заниматься?»

«Начинать обучение детей нужно с самого рождения. Они могут развиваться интеллектуально и физически уже с первых дней жизни, — говорит вице-президент Института достижений человеческого потенциала, г. Филадельфия Даглас Доман. — Если подумать, то жизнь новорождённых достаточно скучна сама по себе. Они мало двигаются и много спят. Мы должны дать детям возможность ползать по полу, давать им больше пространства, развивать их зрение, слух, тактильные ощущения. Очень полезно учить их плавать с первых дней жизни. И это гораздо интереснее для малышей, чем ничего не делать».

Ведущая: «А такая нагрузка уже с первых дней жизни может повлиять на эмоциональное состояние ребенка, например, он будет капризничать или плохо спать? Как не перегрузить? Как правильно и сколько по времени заниматься?»

По словам Дагласа Домана, обучение должно быть в удовольствие, проходить весело, в процессе игры. «Любая методика раннего развития говорит: никогда не заставляйте и не давите на ребенка! Так вы только отобьёте охоту и заставите его ненавидеть то, чему хотели научить», — говорит эксперт.

На вопрос «А не получается ли так, что знания, которые ребенок получает в таком раннем возрасте, к тому моменту, когда они становятся ему нужными, уже забывает?», гость ответил, что очень важно, чтобы ребёнок использовал полученные знания. «Если он их не использует, он их забывает. Если вы, к примеру, рассказываете ему про динозавров, дайте ему поиграть в динозавров, используя ту информацию, которую дали», — советует он.

Ведущая: «В принципе получается, что важно не только то, что конкретно ребенок изучает, а то, что он учится учиться, и таким образом тренирует свой мозг?»

По словам эксперта, не существует такого понятия «тренировка мозга ребенка». «Мы не хотим их программировать, заставлять их думать или поступать, как мы. Нам нужно обеспечить их информацией, научить читать и считать, чтобы с этим багажом они развивались в том направлении, которое интересно им самим. И задача родителей — разглядеть эти интересы и поддержать их», — сказал вице-президент Института достижений человеческого потенциала.

Ведущая подняла такую тему, как физическое развитие ребенка.

«Мы рекомендуем, чтобы малыши проводили много времени на полу. Дайте им чистое, тёплое и безопасное пространство на полу, это будет для них лучший спортзал, — говорит Даглас Доман. — Детям нравится такая активность, они ползают и познают окружающий мир. Как правило, дети, которым дают больше свободы, раньше встают на ноги и начинают ходить. Ими движет познавательный интерес».

По словам эксперта, когда ребёнок подрастёт, можно заняться с ним бегом. «Это хорошо для дыхательной системы, для общего физического развития, и в дальнейшем позволит ему заниматься любым видом спорта, который он выберет. К тому же это не требует денежных затрат», — сказал Даглас Доман.

Ведущая: «Сейчас современные мамы и папы очень часто прямо с рождения приобщают детей, так сказать, к светскому образу жизни, берут с собой по магазинам, в кафе, чуть-чуть подросшие дети начинают ходить в кинотеатры. Как вы относитесь к такого рода раннему развитию и не вредит ли детям такого рода времяпрепровождение?»

«Для детей находиться в социуме вместе с родителями — это абсолютная необходимость! Они учатся у взрослых поведению в обществе. Так что это прекрасно и очень полезно, когда дети проводят много времени с родителями», — ответил гость.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если у вас обнаружен Вирус папилломы человека (ВПЧ) Диагностика, лечение, профилактика
Вирус папилломы человека у мужчин — диагностика и лечение Папилломавирус у мужчин – наиболее распространенная инфекция в возрастной категории 18-25....
Что делать с узелком на щитовидке Здоровая жизнь Здоровье АиФ Украина
Узлы уменьшились на 70 процентов: в Беларуси придумали метод малоинвазивного лечения щитовидки Дефект «бабочки» В основном узлы — случайная находка...
Что делать, если болит горло советы, которые точно помогут — Лайфхакер
Как лечить воспаленное горло? Жжение – обычный симптом при боли в горле, особенно если боль достаточно сильная. Вы будто ощущаете,...
Что делать, если у ребёнка температура — Лайфхакер
Высокая температура у ребенка Главная / Блог / Высокая температура у ребенка Чем опасна лихорадка у детей, и как с...
Adblock detector