Чистоговорки для развития речи

Ольга Новиковская: Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи

Аннотация к книге «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи»

В книге представлены разнообразные игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Книга поможет педагогам и родителям в работе по развитию дикции детей и автоматизации тех звуков, произнесение которых вызывает у них затруднение.

  • Покупатели 4

Качественное издание, твердый переплет, белая бумага, с чб иллюстрациями. Содержание на фото.

Хорошее издание для занятий с детьми. Большая подборка скороговорок, логопедических чистоговорок и упражнений.
Твердая обложка,тонкие странички, черно-белые иллюстрации. Книжка больше ориентирована на взрослую аудитиорию. На мой взгляд, ее можно использовать как материал для подготовки к занятиям с детьми или как дополнительный ресурс, так как ее нельзя просто взять и сесть читать с ребенком, а нужно все упражнения предварительно изучить самому )))

Книга очень понравилась!В книге множество речевых игр, доступных для обучения ребенка дома и в детском саду.
Предложенные игры, позволяют развить правильное произношение, четкую артикуляцию, речевое дыхание,силу и высоту голоса, расширяют представления об окружающем мире, воображение.
В книге 4 части: Зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихи и развития речи, скороговорки и чистоговорки.
В каждом разделе стихи написаны с рифмой, поэтому ребенку в маленьком возрасте( нам 2 года).

Скороговорки для развития речи и дикции

Скороговорка — это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в уроке о произнесении речи. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее. Однако в этой статье в рамках всего курса 4brain.ru по ораторскому мастерству, классификация будет построена на основе звуков и сочетания звуков, которые тренируются. Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

Читайте также:  Тихомирова Елена Александровна - прием 1800 ₽ Диетолог, Терапевт отзывы, адрес где принимает в

Скороговорки со звуком «ч»

[Ч] — это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка — воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

А также скороговорка в форме стихотворения:

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.

Скороговорки со звуком «ш»

[Ш] — это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш].

Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш], первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Скороговорки со звуком «щ»

Как и [Ч], звук [Щ] является глухим и мягким. По артикуляции звук [Щ] очень похож в произнесении на свой парный звук [Ш], разница состоит в том, что твердого неба должен касаться не кончик языка, а его середина, в то время, как сам кончик, находится у верхних передних зубов. Вот четыре примера чистоговорок для отработки звука [Щ]:

  • Кощея щами не угощают.
  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

А вот комбинированная скороговорка для тренировки двух звуков «щ» и «ш»:

  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Скороговорки на тренировку «л»

Сам звук [Л] обычно не вызывает трудностей, если у вас нет французского акцента. Скороговорки с этим звуком направлены на развитие частого повторения слогов, где присутствует [Л].

  • Лапти лыковые, лыки липовые.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?

Скороговорки на тренировку «р»

Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Прорубь рубили — рыбку ловили.
  • Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.

Отзывы и комментарии

Оставить комментарий или отзыв, а также поделиться скороговорками вы можете ниже.

Чистоговорки для развития речи детей

Здесь вы найдете чистоговорки для развития речи ваших малышей с тематическими карточками для распечатки. При помощи чистоговорок вы сможете выработать четкую дикцию у детей, не прибегая к помощи логопеда, а также сформируете у ребенка внятную, фразовую и правильную речь.

Читайте также:  МОНУРАЛ меткий удар по циститу Еженедельник АПТЕКА

Звук Б

Ба-ба-ба — во дворе изба.

Ба-ба-ба — на крыше труба.

Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.

Би-би-би — сидят под крышей голуби.

Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.

Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.

Бы-бы-бы — на пеньке грибы.

Бы-бы-бы — за двором дубы.

Звук В

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.

Ва-ва-ва – на деревьях листва.

Ве-ве-ве – я сижу в траве.

Ве-ве-ве – венок на голове.

Ву-ву-ву – я вижу сову.

Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – улетай сова!

Ви-ви-ви – деток позови.

Звук Г

Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.

Га-га-га – у быка рога.

Ги-ги-ги – ты быстрей беги.

Ги-ги-ги – ноги береги.

Ги-ги-ги — печет мама пироги.

Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.

Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.

Га-га-га – дай мне мама пирога.

Звук Д

Да-да-да – в колодце вода.

Де-де-де – ведра мои где?

Ду-ду-ду – ведра я найду.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до – над колодцем гнездо.

Де-де-де – птенцы в гнезде.

Ди-ди-ди – птенцов не буди.

Ди-ди-ди — тихо иди.

Звук Ж

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.

Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жо-жо-жо – стало осенью свежо.

Жу-жу-жу – может холодно ежу?

Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.

Же-же-же – хочет ежик есть уже.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.

Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.

Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!

Звук З

За-за-за – убежала в лес коза.

За-за-за – надвигается гроза.

Зу-зу-зу – мы идем искать козу.

Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

Зы-зы-зы – не видать козы!

Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.

За-за-за – всюду волчьи глаза.

Зу-зу-зу – у реки нашли козу.

Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!

Звук К

Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука.

Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.

Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!

Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – обсушили мы жука.

Ки-ки-ки – жук расправил крылышки.

Ко-ко-ко – улетел жук далеко.

Ак-ак-ак – не догнать жука никак.

Звук Л

Ла-ла-ла – наша Маша весела.

Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.

Ла-ла-ла – Маша папе помогла.

Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.

Ул-ул-ул – папа чинит стул.

Лу-лу-лу – папа насорил в углу.

Ли-ли-ли – комната в пыли.

Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.

Ла-ла-ла – Маша пылесосила.

Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.

Ло-ло-ло – стало в комнате светло.

Звук М

Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.

Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.

Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Му-му-му – странно, почему?!

Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы.

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми.

Му-му-му – на каток тебя возьму.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Звук Н

На-на-на – видел я во сне слона.

Но-но-но – сон похож мой на кино.

Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.

Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.

Не-не-не – я катался на слоне.

Ну-ну-ну – уши я чесал слону.

Он-он-он – жаль, закончился мой сон.

Ня-ня-ня – папа разбудил меня.

Звук П

Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.

Па-па-па – нам нужна крупа.

Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.

Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!

Пы-пы-пы – в доме нет крупы.

По-по-по – есть крупа в «Сельпо».

Уп-уп-уп – будет вкусный суп.

Звук Р

Ре-ре-ре – лето на дворе.

Ра-ра-ра – на улице жара.

Ре-ре-ре – встану на заре.

Ру-ру-ру – созову детвору.

Ор-ор-ор – заведу разговор.

Ир-ир-ир – кто будет командир?

Ру-ру-ру – мы придумали игру.

Ры-ры-ры – для игры нужны шары.

Читайте также:  Из-за чего бывают боли в нижней части груди в 2020 году

Ры-ры-ры – мы идем искать шары.

Ры-ры-ры – пить хотим от жары.

Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.

Ро-ро-ро – для воды возьми ведро.

Рю-рю-рю – ведро детям подарю.

Ра-ра-ра – будем пить из ведра.

Ры-ры-ры – Катя принесла шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Звук С

Су-су-су – были с папой мы в лесу.

Су-су-су – в лесу видели лису.

Са-са-са – испугалась нас лиса.

Се-се-се – рыбу дали мы лисе.

Сы-сы-сы – еще дали колбасы.

Са-са-са – но не стала есть лиса.

Со-со-со – спряталась за колесо.

Си-си-си – лиса, больше не проси!

Си-си-си – лучше ноги уноси.

Звук Т

Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.

Та-та-та – будет в доме красота.

Ти-ти-ти – как приятно их нести.

Ат-ат-ат – бесподобный аромат!

Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.

Те-те-те – страшно мне на высоте.

Та-та-та – вижу под мостом кота.

То-то-то – под котом лежит пальто.

От-от-от – спит в пальто бездомный кот.

Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.

От-от-от – пусть поест бездомный кот.

Звук Ф

Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.

Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.

Фе-фе-фе – граф спал только на софе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.

Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу.

Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе.

Звук Х

Ох-ох-ох – во дворе переполох.

Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.

Ха-ха-ха – два подрались петуха.

Ху-ху-ху – двор в пуху.

Хи-хи-хи – драться любят петухи.

Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.

Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.

Ах-ах-ах – я пишу о петухах.

Звук Ц

Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.

Це-це-це – гуляла я на улице.

Цо-цо-цо – я запачкала лицо.

Ца-ца-ца – я у папы умница.

Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.

Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу.

Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо.

Цы-цы-цы – и доем все огурцы.

Цу-цу-цу – день приблизился к концу.

Ец-ец-ец – я сегодня молодец!

Звук Ч

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.

Чу-чу-чу – я построить душ хочу.

Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.

Ча-ча-ча – слишком много кирпича.

Очь-очь-очь – быстро наступила ночь.

Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.

Чи-чи-чи – не найду никак ключи.

Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.

Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.

Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.

Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.

Че-че-че – фитиль яркий на свече.

Чи-чи-чи – я нашел в траве ключи.

Чом-чом-чом – я открою дверь ключом.

Звук Ш

Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.

Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.

Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.

Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.

Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.

Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.

Ша-ша-ша – заберем мы малыша.

Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.

Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.

Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.

Ши-ши-ши – любят песни малыши.

Звук Щ

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.

Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.

Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.

Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.

Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.

Ща-ща-ща – но за то принес леща.

Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.

Щу-щу-щу – полотенце поищу.

Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.

Ще-ще-ще – ходят под дождем в плаще.

Скачайте во вложениях чистоговорки для развития речи детей в виде картинок-карточек на каждый отельный звук, распечатайте их на цветном принтере, вырежьте по отдельности и приступайте к занятиям. А можете приклеить их скотчем на холодильник (например по одной в день) и ребенок должен целый день повоторять чистоговорки с приклеенной картинки. На следующий день — другая картинка и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Чиркова Елена Владимировна – врач невролог, рефлексотерапевт
Чиркова Елена Владимировна Невролог Рефлексотерапевт Неплохо Елена Владимировна Невролог, Рефлексотерапевт Стаж работы — 8 лет Врач второй категории Стоимость приёма:...
Через сколько ставят имплант после удаления зуба – установка имплантов в Москве
Имплантация зубов, костная пластика и их роль в здоровье человека Пациенты очень часто пытаются отложить процедуру имплантации зубов. Чем руководствуются...
Через три недели после конизации шейки матки не отходит струп
Avaleht Teenused Patsiendile Covid-19 isikukaitsevahendid Konverentsid ja koolitused Tule praktikale Perearstile Juhtimine Eesmärgid Struktuur Kvaliteet Teadustegevus Tunnustame Ajalugu Hinnakiri Avalikud...
Чистить зубы во сне — толкование снов с чисткой зубов по сонникам
Зачем чистить зубы • Главная страница • Блог • Домашний уход • Зачем чистить зубы А вы когда-нибудь задумывались о...
Adblock detector